Идейно-художественное единство драматургии Мартина МакДонаха

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №4

Название: 
Идейно-художественное единство драматургии Мартина МакДонаха


Для цитирования: Шамина В. Б. Идейно-художественное единство драматургии Мартина МакДонаха / В. Б. Шамина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 4. С. 147-159. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-4-147-159

Об авторе:

Шамина Вера Борисовна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Казанский федеральный университет; vera.shamina@kpfu.ru

Аннотация:

Предметом исследования данной статьи являются все опубликованные на сегодняшний день произведения выдающегося современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Дебютировав на британской сцене в середине 90-х гг., он вскоре стал одним из ведущих современных драматургов, чьи пьесы переведены на многие языки и ставятся по всему миру. Подтверждением этому может служить большое количество престижных театральных премий, а также международный фестиваль МакДонаха в пермском театре «У моста», который проводится каждые два года с 2014 г. и собирает представителей театральной общественности из разных стран Европы и Азии.

В статье рассматриваются ключевые темы, конфликты и жанрово-композиционные особенности его произведений. Сделанные наблюдения позволяют дать представление о его драматургии как о целостном художественном явлении. В этой связи следует отметить, что, хотя пьесы МакДонаха активно ставятся в России и существует немало театроведческих рецензий по этим спектаклям, литературоведы только начинают вводить творчество этого драматурга в научный оборот.

Список литературы:

  1. Булгакова О. В. Развенчание стереотипов в пьесах Мартина МакДонаха / О. В. Булгакова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2012. № 1. С. 9-30.
  2. Журчева О. Драматургический конфликт в новейшей драматургии ХХ-ХХI веков / О. Журчева // Новейшая драма рубежа ХХ-ХХI веков: проблема автора, рецептивные стратегии, словарь новейшей драмы. Самара: Самарский гос. университет, 2011. С. 134-142.
  3. Кириченко Д. А Экспликация темы насилия в «новой драме» Мартина Макдонаха: дис. … канд. филол. наук / Д. А. Кириченко. Симферополь, 2017.
  4. Ловцова О. В. Типология детских образов в современной британской драме: дис. … канд. филол. наук / О. В. Ловцова. Екатеринбург, 2018. 
  5. Лонерган П. Театр и фильмы Мартина МакДонаха / П. Лонерган; пер. с англ. Е. Ю. Мамоновой; под науч. ред. В. Б. Шаминой. Пермь: Астер, 2014. 368 с. 
  6. МакДонах М. Мрачные комедии / М. МакДонах. СПб., 2018. 477 с.
  7. Руднев П. А. Особенности драматургии МакДонаха / П. А. Руднев // Редакционно-издательский дом «ПостНаука». 2015. URL: https://postnauka.ru/faq/45439 (дата обращения: 30.04.2018). 
  8. Шамина В. Б. На рубеже тысячелетий: очерки драматургии и театра конца XX — начала XXI века / В. Б. Шамина. Казань: Изд-во Казан. университета, 2016. 120 с. 
  9. Шамина В. Б. Образ ирландской глубинки в пьесах Мартина МакДонаха / В. Б. Шамина // Филология и культура. 2013. № 2 (32). С. 292-295. 
  10. Шилова Е. Н. Метадрама в творчестве Кэрил Черчилл: автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. Н. Шилова. Екатеринбург, 2011. 22 с. 
  11. Billington M. Hallowed myths exposed in humorous dig at life in rural Ireland: “The Beauty Queen of Leenane” / M. Billington // The Guardian. 23 July 2010. 
  12. Chambers L. The Theatre of Martin McDonagh: “A World of Savage Stories” / L. Chambers, E. Jordan. Dublin: Carysfort Press, 2006. 443 p. 
  13. Jordan E. From Leenane to L.A.: The Theatre and Cinema of Martin McDonagh / E. Jordan. Newbridge: Irish Academic Press, 2014. 288 p. 
  14. Kelleher J. Postmodernism and the Theatre of Martin McDonagh / J. Kelleher. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 68 p. 
  15. Lonergan P. Seven steps to Martin MacDonagh // Irish Times. Retrieved 3 May 2013. URL: http://www.irishtimes.com/culture/stage/seven-steps-to-martin-mcdonagh-1.548074
  16. Russell R. R. Martin McDonagh: a casebook / R. R. Russel. Routledge, London, N.Y., 2007. 208 p. DOI: 10.4324/9780203935859
  17. Sierz A. “In-Yer-Face” Theatre. British Drama Today. London: Faber & Faber, 2001. 230 p.