Поэтика творчества А. П. Чехова 1890-1900-х гг.: пространственная функция музыки и одорического компонента

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №4

Название: 
Поэтика творчества А. П. Чехова 1890-1900-х гг.: пространственная функция музыки и одорического компонента


Для цитирования: Шелемеха К. С. Поэтика творчества А. П. Чехова 1890-1900-х гг.: пространственная функция музыки и одорического компонента / К. С. Шелемеха, С. А. Комаров // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 4. С. 108-119. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-4-108-119

Об авторах:

Шелемеха Кристина Сергеевна, аспирант, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; nenastnaia@mail.ru

Комаров Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, профессор, кафедра языкознания и литературоведения, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; vitmark14@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4506-4027

Аннотация:

Статья посвящена пространственной функции музыкального и одорического компонентов в произведениях А. П. Чехова 1890-1900-х гг. Опространствление не имеющих физического выражения категорий характерно для практики-модернистов. Наличие данного явления в произведениях подтверждает, что А. П. Чехов относится к их числу. Анализ одрического и музыкального компонентов открывается обзором ранних работ по этой проблематике (Н. М. Фортунатов, Я. Платек, Е. С. Роговер, Н. Ф. Иванова и др.).

Пространственная функция музыки организована по трем моделям: миметической горизонтальной, миметической кольцевой, онирической. Миметическая горизонтальная модель предполагает удаленность источника музыки от слушателя и наличие препятствия. Миметическая кольцевая модель предполагает окруженность героя запахами и звуками, эмоциональный тип их связи, в результате автором достигается ощущение загнанности персонажа, транслируемое и читателю. Онирическая пространственно-музыкальная модель связана с миром грез. Музыка здесь не выступает проводником, а включается в общий цикл онирических впечатлений. Наращивание музыкальных приемов, организующих пространство, идет, с одной стороны, по пути дифференциации: писатель работает с разными звуками, включая в драму, например, множество музыкальных ремарок, и, с другой, по пути увеличения абстракции.

Опространствление запаха для Чехова — отдельный прием. Он выражается синтаксически, характеристика запаха дается с нового предложения, с использованием парцелляции. Во внутренней композиции текста запах нередко становится «стартовым» или ведущим элементом в описании. В онирических моделях запах используется в качестве импульса, стимулирующего воображение героя. Горизонтальные модели позволяют создать объемное пространство, окружающее героя. В членении пространственной организации запах открывает новое место, возникая на его пороге.

В речевом плане наблюдается учащенность обращений к сочетанию двух запахов, объединению лексем союзом «и». Онирические пространственные модели с участием запахов становятся наиболее эффективным средством конструирования Чеховым неклассического по типу образа мира и человека.

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. 424 с.
  2. Бунин И. А. Антоновские яблоки / И. А. Бунин // Собр. соч. в 13 т. Т. 1 / И. А. Бунин. М.: Воскресенье, 2006. С. 408-419.
  3. Бунин И. А. Апрель / И. А. Бунин // Собр. соч. в 13 т. Т. 6 / И. А. Бунин. М.: Воскресенье, 2006. С. 234-243.
  4. Бунин И. А. Господин из Сан-Франциско / И. А. Бунин // Собр. соч. в 13 т. Т. 4 / И. А. Бунин. М.: Воскресенье, 2006. С. 75-93.
  5. Иванова Н. Ф. «Ужасно поют эти люди…» (Романсы в пьесе Чехова «Вишневый сад») / Н. Ф. Иванова // Чеховиана «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М.: Наука, 2005. С. 560-565.
  6. Карасев Л. В. Звуки и запахи у Чехова: власть приема / Л. В. Карасев // Новый мир. 2013. № 11. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2013/11/9k.html (дата обращения: 29.08.2017).
  7. Кац Б. А. Анна Ахматова и музыка / Б. А. Кац, Р. Д. Тименчик. Л.: Советский композитор, 1989. 336 с. 
  8. Кац Б. А. Музыкальные ключи к русской поэзии / Б. А. Кац. СПб.: Композитор, 1997. 271 с.
  9. Комаров С. А. Топос «Сад» как пространственная доминанта в произведениях А. П. Чехова 1890-1900-х годов / С. А. Комаров, К. С. Шелемеха // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Т. 4. № 2. С. 124-138. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-2-124-138
  10. Комаров С. А. А. Чехов — В. Маяковский: комедиограф в диалоге с русской культурой конца XIX — первой трети XX века / С. А. Комаров. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2002. 248 с.
  11. Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова. Искусство стилизации / А. В. Кубасов. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998. 399 с.
  12. Куликова Н. А. Одорический код в художественном тексте: лигвоэвокационное исследование (на материале художественной прозы А. П. Чехова): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. А. Куликова. Горно-Алтайск, 2010.
  13. Платек Я. М. Одинокая душа. Музыка на страницах Чехова / Я. М. Платек. М.: Композитор, 2006. 190 с.
  14. Поцепня Д. М. Проза А. Блока / Д. М. Поцепня. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976. 136 с.
  15. Пращерук Н. В. Художественный мир прозы И. А. Бунина: язык пространства / Н. В. Пращерук. Екатеринбург: Муниципальный учебно-методический центр «Развивающее обучение»; Негосударственное образовательное учреждение «Фонд «Созидание», 1999. 253 с.
  16. Роговер Е. С. Русская и зарубежная драматургия в школьном изучении / Е. С. Роговер. СПб.-М.: САГА, ФОРУМ, 2007. 352 с.
  17. Фортунатов Н. М. Музыка прозы: «На пути» Чехова и фантазия Рахманинова / Н. М. Фортунатов // Чехов и его время: сб. ст. М.: Наука, 1977. С. 205-217.
  18. Шелемеха К. С. Пространственная функция света в творчестве А. П. Чехова 1890-1900-х годов / К. С. Шелемеха // Культура и цивилизация. 2017. № 1А. С. 300-309.
  19. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. М.: Наука, 1974-1983.
  20. Эйгес И. Музыка в жизни и творчестве Чехова / И. Эйгес. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. 96 с.