Выпуск:
2018. Том 4. №4Об авторах:
Шелемеха Кристина Сергеевна, аспирант, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; nenastnaia@mail.ruАннотация:
Статья посвящена пространственной функции музыкального и одорического компонентов в произведениях А. П. Чехова 1890-1900-х гг. Опространствление не имеющих физического выражения категорий характерно для практики-модернистов. Наличие данного явления в произведениях подтверждает, что А. П. Чехов относится к их числу. Анализ одрического и музыкального компонентов открывается обзором ранних работ по этой проблематике (Н. М. Фортунатов, Я. Платек, Е. С. Роговер, Н. Ф. Иванова и др.).
Пространственная функция музыки организована по трем моделям: миметической горизонтальной, миметической кольцевой, онирической. Миметическая горизонтальная модель предполагает удаленность источника музыки от слушателя и наличие препятствия. Миметическая кольцевая модель предполагает окруженность героя запахами и звуками, эмоциональный тип их связи, в результате автором достигается ощущение загнанности персонажа, транслируемое и читателю. Онирическая пространственно-музыкальная модель связана с миром грез. Музыка здесь не выступает проводником, а включается в общий цикл онирических впечатлений. Наращивание музыкальных приемов, организующих пространство, идет, с одной стороны, по пути дифференциации: писатель работает с разными звуками, включая в драму, например, множество музыкальных ремарок, и, с другой, по пути увеличения абстракции.
Опространствление запаха для Чехова — отдельный прием. Он выражается синтаксически, характеристика запаха дается с нового предложения, с использованием парцелляции. Во внутренней композиции текста запах нередко становится «стартовым» или ведущим элементом в описании. В онирических моделях запах используется в качестве импульса, стимулирующего воображение героя. Горизонтальные модели позволяют создать объемное пространство, окружающее героя. В членении пространственной организации запах открывает новое место, возникая на его пороге.
В речевом плане наблюдается учащенность обращений к сочетанию двух запахов, объединению лексем союзом «и». Онирические пространственные модели с участием запахов становятся наиболее эффективным средством конструирования Чеховым неклассического по типу образа мира и человека.
Ключевые слова:
Список литературы: