Выпуск:
2018. Том 4. №4Об авторе:
Лобанова Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации естественнонаучных направлений, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; e.a.lobanova@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-7316-6464Аннотация:
Статья посвящена исследованию когнитивных особенностей фрейма «власть» на материале исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Автор уточняет определение фрейма, изучая многочисленные подходы к дефиниции данного термина. Актуальность работы определяется пристальным вниманием к данному понятию современной лингвистики; утверждение понятия «фрейм» в науке обозначает новую степень в постижении способов и особенностей взаимодействия языка, сознания и культуры, а следовательно, и новые аспекты взаимосвязи лингвистики c другими науками. Тем не менее проблемы фрейма остаются еще не до конца изученными. Данное исследование позволяет подробно описать сущность фрейма «власть» и показать его значение и использование в художественной литературе, чем и обусловлена новизна работы. При выполнении работы были использованы общие методы исследования наряду с частными лингвистическими методами. Применение когнитивно-дискурсивного анализа позволило существенно расширить глубину понимания фрейма «власть», доминирующего в исторической трагедии Пушкина. В рассматриваемом историческом произведении представлена центральная тема политической трагедии: свержение законного монарха и узурпация власти. Мотив узурпации власти образует тематическое ядро и представлен с точки зрения узурпатора. Типологическая доминанта царя Бориса базируется на возрожденческом дуализме. Герой представляется с двух сторон: возрожденческого человека, гуманиста и правителя, жаждущего власти. В произведении четко прослеживается главная идея макиавеллизма: цель оправдывает средства. Однако для Годунова пренебрежение нормами морали ради упрочения государства — это роковая ошибка. Пушкин дает абсолютно четкое определение: любая власть есть насилие, а значит — зло. Рассмотренный материал позволяет сделать вывод, что фрейм «власть» является ведущим в рассматриваемом монологе Бориса Годунова, задавая тем самым одну из главных тем произведения. Все три части монолога объединены общей темой жажды власти ради блага государству.
Ключевые слова:
Список литературы: