Выпуск:
2018. Том 4. №3Об авторах:
Захарова Людмила Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии, Тюменский государственный институт культуры; zaharova40@mail.ruАннотация:
Темой нашего исследования являются процессы, происходящие в системе современного российского искусства, предстающей как результат последовательных исторических преобразований. Проблема заключается в том, что авангард как характерное явление начала ХХ в. исчерпал себя, и к середине века его сменили альтернативные художественные направления. Развитие компьютерной индустрии, внедрение технических инноваций, виртуальные версии искусства, отражающие тенденции современной эпохи, — все это пришло на смену модернизму. Если классическое искусство было ориентировано на принцип мимесиса, то компьютерная реальность — на свободу выражения, моделирование, стремление стать самой жизнью.
На современном этапе развития наблюдается тенденция к возвращению чувственной культуры на фоне глобальной компьютеризации, активного внедрения виртуальной сферы во многие виды искусства. Художники часто прибегают к формату нового прочтения классических произведений (музыка, литература, театр, кино, изобразительное искусство).
Современное искусство характеризуется стиранием границ между утилитарным и художественным и акцентированием внимания не на смысле как таковом, в его финальном варианте, а на тенденции к обретению новых смыслов. Художественные акции чаще всего не передают смысловой завершенности, предоставляя такую возможность зрителю. Интересна для рассмотрения и историческая преемственность: то, что, казалось бы, исчезло, кануло в далекие времена, вдруг актуализируется, становится интересным, заново прочитывается. Можно отметить постепенное возвращение интереса к чувственной культуре с помощью создания сверхнатуралистических живописных произведений, передающих подробное изображение объекта.
Итак, с помощью методов анализа современных живописных работ, наблюдения, сравнения можно сделать выводы: современное искусство на рубеже веков имеет черты, сходные с предыдущими этапами развития, — это цикличность, повторяемость стиля, языка. Эти черты говорят об искусстве как саморазвивающейся системе. Но она не может развиваться вне влияния внешних факторов, в первую очередь социальных. Запросы публики, зрителей, развитие новых технологий актуализируют возврат к классике с ее критериями антропологичности, красоты. Можно прогнозировать новый этап неоклассики, синтезирующий черты классики и нонклассики, зарождающийся в современных художественных практиках.
Ключевые слова:
Список литературы: