Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Современное искусство. От модернизма к неоклассике


Для цитирования: Захарова Л. Н. Современное искусство. От модернизма к неоклассике / Л. Н. Захарова, А. В. Серяков, А. Г. Иванов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 3. С. 208-227. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-3-208-227

Об авторах:

Захарова Людмила Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии, Тюменский государственный институт культуры; zaharova40@mail.ru

Серяков Алексей Витальевич, старший преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств, Тюменский государственный институт культуры; serikova77@mail.ru

Иванов Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Тюменский государственный университет; decartus@rambler.ru

Аннотация:

Темой нашего исследования являются процессы, происходящие в системе современного российского искусства, предстающей как результат последовательных исторических преобразований. Проблема заключается в том, что авангард как характерное явление начала ХХ в. исчерпал себя, и к середине века его сменили альтернативные художественные направления. Развитие компьютерной индустрии, внедрение технических инноваций, виртуальные версии искусства, отражающие тенденции современной эпохи, — все это пришло на смену модернизму. Если классическое искусство было ориентировано на принцип мимесиса, то компьютерная реальность — на свободу выражения, моделирование, стремление стать самой жизнью.

На современном этапе развития наблюдается тенденция к возвращению чувственной культуры на фоне глобальной компьютеризации, активного внедрения виртуальной сферы во многие виды искусства. Художники часто прибегают к формату нового прочтения классических произведений (музыка, литература, театр, кино, изобразительное искусство).

Современное искусство характеризуется стиранием границ между утилитарным и художественным и акцентированием внимания не на смысле как таковом, в его финальном варианте, а на тенденции к обретению новых смыслов. Художественные акции чаще всего не передают смысловой завершенности, предоставляя такую возможность зрителю. Интересна для рассмотрения и историческая преемственность: то, что, казалось бы, исчезло, кануло в далекие времена, вдруг актуализируется, становится интересным, заново прочитывается. Можно отметить постепенное возвращение интереса к чувственной культуре с помощью создания сверхнатуралистических живописных произведений, передающих подробное изображение объекта.

Итак, с помощью методов анализа современных живописных работ, наблюдения, сравнения можно сделать выводы: современное искусство на рубеже веков имеет черты, сходные с предыдущими этапами развития, — это цикличность, повторяемость стиля, языка. Эти черты говорят об искусстве как саморазвивающейся системе. Но она не может развиваться вне влияния внешних факторов, в первую очередь социальных. Запросы публики, зрителей, развитие новых технологий актуализируют возврат к классике с ее критериями антропологичности, красоты. Можно прогнозировать новый этап неоклассики, синтезирующий черты классики и нонклассики, зарождающийся в современных художественных практиках.

Список литературы:

  1. Барт Р. Смерть автора. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1994. С. 384-391.
  2. Борев Ю. Б. Эстетика: учебник / Ю. Б. Борев. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
  3. Бычков В. В. Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов; Ин-т философии РАН. М.: ИФРАН, 2009. 212 с.
  4. Бычков В. В. Феномен неклассического эстетического сознания / В. В. Бычков // Вопросы философии. 2003. № 10. С. 61-71.
  5. Бычков В. В. Феномен неклассического эстетического сознания / В. В. Бычков // Вопросы философии. 2003. № 12. С. 80-92.
  6. Бычков В. В. Эстетика: учебник / В. В. Бычков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2008. 573 с.
  7. Дрейер Т. Сегодня в искусстве возможно все. Интервью с Томасом Дрейером / Т. Дрейер // Международный журнал исследований культуры. 2011. № 2. С. 35-37.
  8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В. В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003. 607 с.
  9. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс / Н. Б. Маньковская. М.; СПб.: Центр Гуманитарных Инициатив. Университетская книга — СПб., 2009. 495 с.
  10. Мельник В. В. Очерки концепции социокультурной бифуркации / В. В. Мельник. Тюмень, 2001. 123 с. 
  11. Пелипенко А. А. Искусство в зеркале культурологии / А. А. Пелипенко. СПб.: Нестор-История, 2009. 318 с.
  12. Пелипенко А. А. Постмодернизм в контексте переходных процессов / А. А. Пелипенко // Человек. 2001. № 4. С. 5-17. 
  13. Слонимский С. М. Свободный диссонанс. Очерки о русской музыке / С. М. Слонимский. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2004. 144 с.: ил.
  14. Стёпин В. С. Историко-научные реконструкции: плюрализм и кумулятивная преемственность в развитии научного знания / В. С. Стёпин // Вопросы философии. 2016. № 6.