Выпуск:
2018. Том 4. №3Об авторе:
Хомяков Сергей Васильевич, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ); khomyakov777@yandex.ruАннотация:
Как известно, одной из центральных составляющих советской идеологии являлась задача построения в стране гомогенного общества, основанного на уравнительных принципах в образе жизни и достатке (что казалось большевикам высшим благом), а также появления доступа к достижениям культуры и политическим процессам. Укреплялись чувства патриотизма, жертвенности по отношению к Родине, коллективистская психология социализации личности. Все это, вместе с вытеснением религиозного мировоззрения, было непременным атрибутом становления человека новой «советской» формации.
Общая для всего СССР тенденция коснулась и старообрядческого населения Бурятии. Для него это «повышенное внимание» со стороны властей было не в новинку, так как, начиная с середины XVII в., т. е. со времени своего появления, предки старообрядцев подвергалась постоянным гонениям и осуждениям, как со стороны царской власти, так и Русской православной церкви (РПЦ). Конечно, у советской власти по отношению к старообрядцам была совершенно иная политика, направленная не на усиление изоляции, социальной и культурной «закрытости», а, напротив, на вовлечение этой категории населения в политические и культурные процессы. Однако это приводило и к серьезному конфликту, вызванному целенаправленной ломкой традиционных устоев и религии.
Целью данного исследования является попытка проанализировать общие и специфические черты во взаимоотношениях советской власти и жителей старообрядческих сел Тарбагатайского аймака Бурят-Монгольской АССР в 1920-х гг. Поставленная цель реализовывалась с помощью историко-генетического и историко-сравнительного методов.
В качестве основных выводов следует отметить следующее. Старообрядцы Бурятии и официальная власть продолжили многолетнюю конфронтацию и в 1920-х гг.: отличием была неприязнь к самому институту советской власти, тогда как в имперский период старообрядцы негативно относились к отдельным персонам на троне, поддерживая в целом идею самодержавия. Большевики, борясь с замкнутостью старообрядческих анклавов, использовали как общие методы, применявшиеся ко всему населению страны (атеизация, принцип классовости), так и узкоспециализированные (обучение старообрядческой молодежи в г. Верхнеудинске и отправка их по месту рождения на работу в советских учреждениях). В результате этих действий, а также объективного упадка традиционного общества в 1920-х гг., в Бурят-Монгольской АССР начался процесс вхождения старообрядцев в строящееся советское общество.
Ключевые слова:
Список литературы: