Старообрядцы Бурятии: вхождение в советское общество и проблема взаимоотношений с властью

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Старообрядцы Бурятии: вхождение в советское общество и проблема взаимоотношений с властью


Для цитирования: Хомяков С. В. Старообрядцы Бурятии: вхождение в советское общество и проблема взаимоотношений с властью / С. В. Хомяков // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 3. С. 167-178. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-3-167-178

Об авторе:

Хомяков Сергей Васильевич, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ); khomyakov777@yandex.ru

Аннотация:

Как известно, одной из центральных составляющих советской идеологии являлась задача построения в стране гомогенного общества, основанного на уравнительных принципах в образе жизни и достатке (что казалось большевикам высшим благом), а также появления доступа к достижениям культуры и политическим процессам. Укреплялись чувства патриотизма, жертвенности по отношению к Родине, коллективистская психология социализации личности. Все это, вместе с вытеснением религиозного мировоззрения, было непременным атрибутом становления человека новой «советской» формации.

Общая для всего СССР тенденция коснулась и старообрядческого населения Бурятии. Для него это «повышенное внимание» со стороны властей было не в новинку, так как, начиная с середины XVII в., т. е. со времени своего появления, предки старообрядцев подвергалась постоянным гонениям и осуждениям, как со стороны царской власти, так и Русской православной церкви (РПЦ). Конечно, у советской власти по отношению к старообрядцам была совершенно иная политика, направленная не на усиление изоляции, социальной и культурной «закрытости», а, напротив, на вовлечение этой категории населения в политические и культурные процессы. Однако это приводило и к серьезному конфликту, вызванному целенаправленной ломкой традиционных устоев и религии.

Целью данного исследования является попытка проанализировать общие и специфические черты во взаимоотношениях советской власти и жителей старообрядческих сел Тарбагатайского аймака Бурят-Монгольской АССР в 1920-х гг. Поставленная цель реализовывалась с помощью историко-генетического и историко-сравнительного методов.

В качестве основных выводов следует отметить следующее. Старообрядцы Бурятии и официальная власть продолжили многолетнюю конфронтацию и в 1920-х гг.: отличием была неприязнь к самому институту советской власти, тогда как в имперский период старообрядцы негативно относились к отдельным персонам на троне, поддерживая в целом идею самодержавия. Большевики, борясь с замкнутостью старообрядческих анклавов, использовали как общие методы, применявшиеся ко всему населению страны (атеизация, принцип классовости), так и узкоспециализированные (обучение старообрядческой молодежи в г. Верхнеудинске и отправка их по месту рождения на работу в советских учреждениях). В результате этих действий, а также объективного упадка традиционного общества в 1920-х гг., в Бурят-Монгольской АССР начался процесс вхождения старообрядцев в строящееся советское общество.

Список литературы:

  1. Болонев Ф. Ф. Семейские / Ф. Ф. Болонев. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1985. 144 с.
  2. Долотов А. Старообрядчество в Бурятии (Семейские в Забайкалье) / А. Долотов. Верхнеудинск: Бургосиздат, 1931. 52 с.
  3. Дударенок С. М. История старообрядчества и особенности его мировоззрения в работах отечественных историков и философов / С. М. Дударенок // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы V Международной  научно-практической конференции (31 мая — 1 июня 2007, Улан-Удэ). Улан-Удэ: БГУ, 2007. С. 57-67.
  4. Любимова Г. В. Рассказы современных старообрядцев о конце света в контексте процессов глобализации / Г. В. Любимова // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы V Международной  научно-практической конференции (31 мая — 1 июня 2007, Улан-Удэ). Улан-Удэ: БГУ, 2007. С. 441-447.
  5. Мертвецы // Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. 1923. 30 сентября. С. 5.
  6. Партийцы из числа семейских начали забывать про общественную работу // Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. 1928. 24 марта. С. 7.
  7. Попова А. М. Семейские. Забайкальские старообрядцы / А. М. Попова. Верхнеудинск, 1928. 36 с.
  8. Пыкин В. М. К вопросу о времени поселения в Забайкалье старообрядцев-семейских / В. М. Пыкин // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы V Международной научно-практической конференции (31 мая — 1 июня 2007, Улан-Удэ). Улан-Удэ: БГУ, 2007. С. 140-146.
  9. Сахарова Л. Г. Восприятие вятскими старообрядцами политики советской власти в отношении религии и церкви в 1918-1940 гг. / Л. Г. Сахарова // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы V Международной  научно-практической конференции (31 мая — 1 июня 2007, Улан-Удэ). Улан-Удэ: БГУ, 2007. С. 103-107.
  10. Селищев А. М. Забайкальские старообрядцы. Семейские / А. М. Селищев. Иркутск: Иркутский государственный университет, 1920. 89 с.