Рецепция творчества Н. В. Гоголя в романе В. А. Шарова «Возвращение в Египет»

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Рецепция творчества Н. В. Гоголя в романе В. А. Шарова «Возвращение в Египет»


Для цитирования: Данилина Г. И. Рецепция творчества Н. В. Гоголя в романе В. А. Шарова «Возвращение в Египет» / Г. И. Данилина, О. В. Хавралёва // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 3. С. 140-152. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-3-140-152

Об авторах:

Данилина Галина Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; gdanilina@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0100-0948

Хавралёва Ольга Викторовна, аспирант 4 года обучения, ассистент кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; olya.havraleva@yandex.ru

Аннотация:

Предметом исследования данной статьи является роман «Возвращение в Египет» (2013) выдающегося современного писателя В. А. Шарова. Роман отмечен рядом литературных премий, но практически не изучен, что делает его остро актуальным для нас. Примечательно, что роман связан с творчеством Н. В. Гоголя, что позволяет нам обозначить проблему своеобразия литературной рецепции классики.

В статье характеризуются виды рецепции классики на материале работ известных исследователей Г. М. Васильевой «Семантический комплекс европейской культуры и „Фауст“ Гёте» (2012) и Е. В. Абрамовских «Типология креативной рецепции незаконченного текста (на материале дописываний незаконченных произведений А. С. Пушкина)» (2007).

В работе отмечается, что, наряду с известными типами литературной рецепции (критика, канонизация, пародия, избирательная интерпретация и др.), в романе В. А. Шарова «Возвращение в Египет» возникает и совершенно новый тип рецепции — это «дописывание классики», которое отражает связь писателей с историческим дискурсом о судьбе России в мире и является формой оценки национальной истории.

Список литературы:

  1. Абрамовских Е. В. Типология креативной рецепции незаконченного текста (на материале дописываний незаконченных произведений А. С. Пушкина) / Е. В. Абрамовских // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 5. С. 57-64.
  2. Блум Х. Страх влияния / Х. Блум // Сравнительное литературоведение. Хрестоматия. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. С. 254-264.
  3. Васильева Г. М. «Фауст» Гёте и семантический комплекс европейской культуры: монография / Г. М. Васильева. Новосибирский гос. ун-т экономики и управления. Новосибирск: НГУЭУ, 2012. Ч. 1. 604 с.
  4. Гоголь: История и современность: К 175-летию со дня рождения / соcт. В. В. Кожинов и др. М.: Советская Россия, 1985. 496 с.
  5. Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н. В. Гоголь. СПб., 2012. 320 с.
  6. Данилина Г. И. И. Бахман и И.-В. Гёте: композиция как цитата / Г. И. Данилина // Гетевские чтения — 2003 / под ред. С. В. Тураева. М., 2003. С. 221-237.
  7. Изер В. Рецептивная эстетика. Проблема переводимости: герменевтика и современное гуманитарное знание / публикация И. Ильина // Академические тетради. 1999. Вып. 6. С. 59-96.
  8. История литературы: типология и художественное взаимодействие: материалы Всероссийской научной конференции. Вып. 20. СПб., 2016. 197 с.
  9. Курицын В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. М., 2000. 288 с.
  10. Науман М. Введение в основные теоретические и методологические проблемы / М. Науман // Общество. Литература. Чтение: Восприятие литературы в теоретическом аспекте / пер. с нем. М., 1978. С. 29-83.
  11. Роднянская И. Гипсовый ветер. О философской интоксикации в текущей словесности / И. Роднянская // Новый мир. 1993. № 12 // Журнальный зал: электронная библиотека. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1993/12/rodnyan.html (дата обращения: 14.10.2016).
  12. Роднянская И. Сор из избы. Вокруг романа Владимира Шарова «До и во время» / И. Роднянская, С. Костырко // Новый мир. 1993. № 5.
  13. Сазонова Л. И. Память культуры: наследие Средневековья и барокко в русской литературе Нового времени / Л. И. Сазонова. М., 2012. 472 с.
  14. Современная русская литература: 1959-е — 1990-е годы / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. В 2 т. М.: Academia, 2013. Т. 2. 1968-1990. 688 с.
  15. Тюпа В. И. Нарратив и другие регистры говорения / В. И. Тюпа // Narratorium: междисциплинарный журнал. М., 2011. № 1-2. Весна-осень. URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2027584  (дата обращения: 23.10.2017).
  16. Филатова А. И. Шаров В. А. / А. И. Филатова // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: био-библ. словарь: в 3 т. / под ред. Н. Н. Скатова. М., 2005. Т. 3. П-Я. С. 682-685.
  17. Хавралёва О. В. «Дописывание классики» как вид литературной рецепции: о романе В. А. Шарова «Возвращение в Египет» / О. В. Хавралёва // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей VI Международной научной конференции молодых ученых. Екатеринбург: Уральский фед. ун-т, 2017. Часть II. С. 110-115.
  18. Шаров В. Возвращение в Египет / В. Шаров. М., 2015. 759 с.
  19. Шмид В. Нарратология / В. Шаров. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  20. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде. СПб., 1998. 258 с.
  21. Эпштейн М. Н. Другой Шаров / М. Н. Эпштейн // В. А. Шаров. Рама воды: сборник стихов. М., 2016. С. 83-84.
  22. Bal M. Narratology. Introduction to the Theory of Narrative / M. Bal. 2nd edition. Toronto, 1997. 254 p.
  23. Chatman S. B. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film / S. B. Chatman. London: Ithaca, 1986. 277 p.
  24. Perrie M. Moscow in 1666: New Jerusalem, Third Rome, Third Apostasy / M. Perrie // Questio Rossica. 2014. No 3. Pp. 75-85. URL: https://journals.urfu.ru/index.php/QR/article/view/062 (дата обращения: 25.10.2017).
  25. Prince G. Narratology. The Form and Functioning of Narrative / G. Prince. Berlin, 1982. 186 p. DOI: 10.1515/9783110838626