Выпуск:
2018. Том 4. №3Об авторе:
Кладова Наталья Александровна, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы, ОЦ «Forward-school» (г. Москва); natakladova@rambler.ruАннотация:
Настоящая статья посвящена анализу функции образа Ставрогина в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Этот анализ привел нас к мысли о том, что основная сюжетная линия определяется не общественно-политическим содержанием; в произведении есть глубокий нравственно-философский подтекст. Поэтому статья дополняет традиционную трактовку идеи романа Достоевского, связанную с реалиями исторического времени, позволяет несколько иначе, нестандартно посмотреть на художественную мысль автора.
В работе показывается, что событийная линия, скрепляющая сюжет в единое смысловое целое, связана с неоднократной попыткой героя создать семейный союз. Ни одна из семей не состоялась: ни с Марьей Лебядкиной, ни с Марией Шатовой, ни с Лизой, ни с Дашей Ставрогин не смог духовно соединиться. Наиболее подробно мы рассматриваем эпизоды отношений Николая с Марьей Тимофеевной, поскольку они насквозь пронизаны евангельскими аллюзиями, которые подтекстово указывают на внутреннюю сущность героя — его духовную нищету, неспособность принять Христа как нравственный центр существующего мира. Образ сына Лебядкиной — явная аллюзия на Того, Кто подарил человечеству надежду на спасение. Николай духовно отрекается от рожденного свыше, а значит, отвергает Христа. Кроме того, как отца Ставрогина замещает другой герой — Шатов.
Семью как таковую Николай воспринимал с позиций земных законов, для него была скрыта сакральная, православная сущность семейного союза. Это отразило глубокую внутреннюю драму Ставрогина и — шире — драму общества, в представлении Достоевского.
Ключевые слова:
Список литературы: