Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Функция образа Ставрогина в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»


Для цитирования: Кладова Н. А. Функция образа Ставрогина в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» / Н. А. Кладова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 3. С. 131-139. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-3-131-139

Об авторе:

Кладова Наталья Александровна, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы, ОЦ «Forward-school» (г. Москва); natakladova@rambler.ru

Аннотация:

Настоящая статья посвящена анализу функции образа Ставрогина в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Этот анализ привел нас к мысли о том, что основная сюжетная линия определяется не общественно-политическим содержанием; в произведении есть глубокий нравственно-философский подтекст. Поэтому статья дополняет традиционную трактовку идеи романа Достоевского, связанную с реалиями исторического времени, позволяет несколько иначе, нестандартно посмотреть на художественную мысль автора.

В работе показывается, что событийная линия, скрепляющая сюжет в единое смысловое целое, связана с неоднократной попыткой героя создать семейный союз. Ни одна из семей не состоялась: ни с Марьей Лебядкиной, ни с Марией Шатовой, ни с Лизой, ни с Дашей Ставрогин не смог духовно соединиться. Наиболее подробно мы рассматриваем эпизоды отношений Николая с Марьей Тимофеевной, поскольку они насквозь пронизаны евангельскими аллюзиями, которые подтекстово указывают на внутреннюю сущность героя — его духовную нищету, неспособность принять Христа как нравственный центр существующего мира. Образ сына Лебядкиной — явная аллюзия на Того, Кто подарил человечеству надежду на спасение. Николай духовно отрекается от рожденного свыше, а значит, отвергает Христа. Кроме того, как отца Ставрогина замещает другой герой — Шатов.

Семью как таковую Николай воспринимал с позиций земных законов, для него была скрыта сакральная, православная сущность семейного союза. Это отразило глубокую внутреннюю драму Ставрогина и — шире — драму общества, в представлении Достоевского.

Список литературы:

  1. Владимирская О. И. О возможных мотивах изъятия главы «У Тихона» из романа «Бесы» Ф. М. Достоевского / О. И. Владимирская // Русская речь. М., 1990. № 4. С. 130-134.
  2. Горбачевский Ч. А. Ставрогин как собственный палач: к типологии самоубийства в произведениях Ф. М. Достоевского / Ч. А. Горбачевский // Актуальные проблемы коммуникативистики в условиях глобализации информационного пространства. Челябинск, 2010. С. 67-72.
  3. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. Л.: Наука, 1974. Т. 11. 417 c.
  4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. Л.: Наука, 1974. Т. 10. 522 c.
  5. Земскова В. И. Евангельские и былинные сюжеты в романе «Бесы» / В. И. Земскова // Достоевский и мировая культура: альманах. СПб., 2009. № 26. С. 54-62.
  6. Кантор В. К. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского / В. К. Кантор. М.: РОССПЭН, 2010. 422 с.
  7. Мазель Р. О всех и за вся / Р. Мазель. М.: Волшебный фонарь, 2006. 191 с.
  8. Степун Ф. А. «Бесы» и большевистская революция / Ф. А. Степун // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. С. 365-376.
  9. Тарасов Б. Н. Вечное предостережение / Б. Н. Тарасов // Достоевский Ф. М. Бесы: Роман в 3 частях / Ф. М. Достоевский. М.: Современник, 1993. С. 5-26.
  10. Spiryagina O. A. Monologue Caracter of Compositionally Expressed Dialogues in the Novels Demons by F. M. Dostoevskii and Klim Samgin’s Life by М. Gor’kii / O. A. Spiryagina // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 2. С. 131-135.