Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Когнитивные и нейронауки сегодня


Для цитирования: Марийо П. Когнитивные и нейронауки сегодня / П. Марийо, И. Х. Крускоп // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 3. С. 8-25. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-3-8-25

Об авторах:

Марийо Пьер, доктор лингвистики, ассоциированный исследователь, Университет Тулузы им. Жана Жореса (Франция); член Почетной академии; p.marillaud.cals@orange.fr

Крускоп Индира Хайрулловна, старший преподаватель, кафедра французской филологии, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; i.k.kruskop@utmn.ru

Аннотация:

Когнитивным наукам и нейронаукам сегодня посвящено много публикаций как в специализированных журналах, так и в научно-популярных изданиях. Будучи на протяжении долгих лет нашей карьеры связанными с педагогикой, мы считаем, что сегодня очень важно говорить о развитии когнитивистики и нейронаук, поскольку в настоящее время они производят революцию в образовании. Во Франции специалисты, работающие в области образования (педагогики), неохотно привлекают данные когнитивных исследований. Мы знаем, что научные эксперименты не изменят за один день то, как проходят уроки в классах, но считаем, что любые реформы в области образования могут быть успешными лишь при условии, что будущие преподаватели и учителя будут знакомиться с ними во время обучения. Образование, как и медицина, не может не учитывать результаты научных исследований. Когнитивные науки не сотворят чудо, но не принимать их во внимание равно катастрофе. В первой и второй частях статьи мы показываем, что эти науки не появились внезапно, а являются продолжением предшествующих исследований, проводившихся в 1950-1960-х гг., пытаемся определить область когнитивных наук, анализируем реакцию психоаналитиков и тенденцию лечения «гиперактивности» детей медицинскими препаратами, рассматриваем влияние общества потребления на детей и подростков. В третьей части мы исследуем искусственный интеллект и отвечаем на вопрос, способен ли робот выполнять осмысленные действия и заменить учителя, человека. Очевидно, что современных детей нужно обучать по-новому и вся система образования должна быть задействована в этом процессе, но важно не оставить вне поля обучения культурное наследие, иначе не просто робот будет править человеком, а человек превратится в робота.

Список литературы:

  1. Ameisen J. C. Sur les épaules de Darwin / J. C. Ameisen. Paris: Éditions LLL Inter, 2013.
  2. Coppens Y. Le genou de Lucy / Y. Coppens. Paris: Éditions Odile Jacob, 1999.
  3. Demoule J. P. Mais où sont passés les indo-européens ? Le mythe d’origine de l’Occident / J. P. Demoule. Paris: Éditions du Seuil, collection la Librairie du XXIe siècle, 2014. 
  4. Piaget J. La genèse des structures logiques élémentaires / J. Piaget, B. Inhelder. Paris: Éditions Delachaux et Niestlé, 1972.
  5. Piaget J. La naissance de l’intelligence chez l’enfant / J. Piaget. Paris: Éditions Delachaux & Niestlé, 1977.
  6. Pommier G. « Une méthode qui n’a rien de scientifique » paru dans le journal « Le Monde » du 8.02.2018.
  7. Rastier F. Sémantique et sciences cognitives / F. Rastier. Paris: Éditions PUF, 1991.
  8. Römer R. Sprachwissenschaft und Rassenideologie in Deutschland / R. Römer. W. Fink, 1985.