Выпуск:
2018. Том 4. №2Об авторах:
Цимбалова Юлия Александровна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; rijuliya@yandex.ruАннотация:
В статье представлен сопоставительный анализ рассказов двух представителей онтологической прозы: В. И. Белова и Е. Д. Айпина. На сюжетном уровне способом осмысления проблемы духовного кризиса современного общества в произведениях обоих писателей является ситуация встречи «своего» и «чужого». Обращение к оппозиции как к структурному элементу мифа о противостоянии Хаоса и Космоса в творчестве В. И. Белова и Е. Д. Айпина обусловлено природой онтологической прозы, изначально связанной с культом традиционных ценностей и архаичным мировоззрением. Выявлено, что понятия «свое» и «чужое» в текстах В. И. Белова и Е. Д. Айпина реализуются в отличающихся друг от друга личностных характеристиках, стратегиях поведения и отношения к семейным ценностям, к родине, к природе, к кризисным периодам истории и экстремальным ситуациям. Участники, место и время встречи, герои, их поступки и речь осмысляются в контексте глубинных причинно-следственных связей с окружающим миром и историей. В данной корреляции всего со всем одинаково важными позиционируются явления и события не только мирового и государственного масштаба (экологический и экономический кризисы, Октябрьская революция, Великая Отечественная война), но и личного характера. Данная взаимосвязь, в свою очередь, фиксирует мысль о личной ответственности каждого за все происходящее в мире. В связи с этим любой поступок, слово и даже мысль оценивается с точки зрения влияния на будущее народа. В качестве «своего» маркируется все, что связано с культурной памятью этноса (русского или хантыйского) и не противоречит законам естественного развития бытия. Отклонение от данного равновесия идентифицируется как «чужое», угрожающее целостности сложной системы связей всего сущего, разрушающее мировую гармонию.
Ключевые слова:
Список литературы: