Выпуск:
2018. Том 4. №2Об авторах:
Комаров Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, профессор, кафедра языкознания и литературоведения, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; vitmark14@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4506-4027Аннотация:
Статья посвящена эволюции топоса «Сад» в творчестве А. П. Чехова 1890-1900-х гг. С помощью лексического анализа показывается, что в этом периоде исканий писателя происходит распад описанной В. Н. Топоровым и Н. Е. Разумовой топосной дуальности «море — степь». Формируется новая топосная доминанта — сад. Структура топоса складывается постепенно. В повести «Дуэль» Чеховым задается связка «сад — семья», но само пространство пока не выходит за границы придомовых палисадников. В рассказе «Страх» намечается вектор будущей символизации: во главу угла ставится субъективное восприятие. Страшными, радостными, грустными могут быть любые, самые простые детали садово-паркового пространства. В повести «Черный монах» Чехов, вступая в диалог с Ницше, использует для создания образа героев идеи дионисийского и аполлонического начал. Топос независим от жанрово-рядовых решений, Чехов продолжает формировать садовое пространство и в драме. В «Чайке» оформляется структура топоса: устанавливаются отношения между садом, парком и домом. Авторские наработки воплощаются в заключительном произведении — «Вишневом саде». Чехов выносит топос за пределы визуального действия. Пространство перестает быть местом совершения события, что усиливает эффект символизации. В чеховском подходе к оформлению крупных пространственных единиц выражается установка модернистов на расширение художественной впечатлительности. Мир больше не воспринимается как прекрасная и стабильная система, созданная богом, пространство прочитывается и преобразовывается через призму субъективного восприятия героев.
Ключевые слова:
Список литературы: