Топос «Сад» как пространственная доминанта в произведениях А. П. Чехова 1890-1900-х годов

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №2

Название: 
Топос «Сад» как пространственная доминанта в произведениях А. П. Чехова 1890-1900-х годов


Для цитирования: Комаров С. А. Топос «Сад» как пространственная доминанта в произведениях А. П. Чехова 1890-1900-х годов / С. А. Комаров, К. С. Шелемеха // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 2. С. 124-138. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-2-124-138

Об авторах:

Комаров Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, профессор, кафедра языкознания и литературоведения, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; vitmark14@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4506-4027

Шелемеха Кристина Сергеевна, аспирант, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; nenastnaia@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена эволюции топоса «Сад» в творчестве А. П. Чехова 1890-1900-х гг. С помощью лексического анализа показывается, что в этом периоде исканий писателя происходит распад описанной В. Н. Топоровым и Н. Е. Разумовой топосной дуальности «море — степь». Формируется новая топосная доминанта — сад. Структура топоса складывается постепенно. В повести «Дуэль» Чеховым задается связка «сад — семья», но само пространство пока не выходит за границы придомовых палисадников. В рассказе «Страх» намечается вектор будущей символизации: во главу угла ставится субъективное восприятие. Страшными, радостными, грустными могут быть любые, самые простые детали садово-паркового пространства. В повести «Черный монах» Чехов, вступая в диалог с Ницше, использует для создания образа героев идеи дионисийского и аполлонического начал. Топос независим от жанрово-рядовых решений, Чехов продолжает формировать садовое пространство и в драме. В «Чайке» оформляется структура топоса: устанавливаются отношения между садом, парком и домом. Авторские наработки воплощаются в заключительном произведении — «Вишневом саде». Чехов выносит топос за пределы визуального действия. Пространство перестает быть местом совершения события, что усиливает эффект символизации. В чеховском подходе к оформлению крупных пространственных единиц выражается установка модернистов на расширение художественной впечатлительности. Мир больше не воспринимается как прекрасная и стабильная система, созданная богом, пространство прочитывается и преобразовывается через призму субъективного восприятия героев.

Список литературы:

  1. Барт Р. Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности / Р. Барт. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 272 с.
  2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.
  3. Бунин И. А. Под серпом и молотом: сборник рассказов и воспоминаний / И. А. Бунин. Москва; Берлин: DirectMedia, 2016.
  4. Горячева М. О. Проблема пространства в художественном мире А. П. Чехова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. О. Горячева. М., 1992.
  5. Дмитриев И. И. Карманный песенник или собрание лучших светских и простонародных песен / И. И. Дмитриев. М.: Вольная типография Пономарева, 1796. URL: http://www.knigafund.ru/books/50700/read#page1 (дата обращения: 01.06.2017).
  6. Извне и изнутри Сибири: А. Чехов — А. Вампилов — В. Шукшин: коллективная монография / отв. ред. С. А. Комаров. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2014. 416 с.
  7. Ищук-Фадеева Н. И. Мифологема сада в последней комедии Чехова и постмодернистской пьесе Н. Искренко «Вишневый сад продан?» / Н. И. Ищук-Фадеева // Чеховиана. «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М.: Наука, 2005. С. 399-420.
  8. Комаров С. А. А. Чехов — В. Маяковский: комедиограф в диалоге с русской культурой конца XIX — начала XX века. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2002. 248 с.
  9. Липке Ш. Антропология художественной прозы А. П. Чехова: неизреченность человека и архитектоника произведения: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Ш. Липке. Томск, 2017. 282 с.
  10. Петракова Л. Г. Дом и сад как важнейшие хронотопы в творчестве А. П. Чехова / Л. Г. Петракова // Территория науки. 2013. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/dom-i-sad-kak-vazhneyshie-hronotopy-v-tvorchestve-a-p-chehova (дата обращения: 03.09.2017).
  11. Разумова Н. Е. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства / Н. Е. Разумова. Томск: Томский гос. ун-т, 2001. 524 с.
  12. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. М.: Наука, 1974-1983.