Тип «культурного» (А. Блок) героя и его историко-литературные антиподы XX в.

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №2

Название: 
Тип «культурного» (А. Блок) героя и его историко-литературные антиподы XX в.


Для цитирования: Бурова С. Н. Тип «культурного» (А. Блок) героя и его историко-литературные антиподы XX в. / С. Н. Бурова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 2. С. 106-123. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-2-106-123

Об авторе:

Бурова Серафима Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; snburova@hotmail.com

Аннотация:

В данной статье освещается исторический опыт «социальной археологии» в русской литературе XX в. и рассматриваются типологические разновидности литературных персонажей, несущих на себе печать этого принципа. Исследуется послереволюционное наследие А. Блока, романтизировавшего образ участника революционных событий в России («человека-артиста», представителя «варварской массы»). А. Блок связал характеристику героя революционной эпохи с «культурой» как процесса стихийного и природосообразного. В статье устанавливается сходство этого типа героя с романтическими героями постреволюционных произведений Е. Замятина, В. Маяковского, С. Есенина и др. В ходе исследования выявляются закономерности трансформации «культурного» героя, утрачивающего героический ореол по мере развития исторических событий. Утверждается, что попытки вернуть прежний статус «культурному» герою завершаются выработкой стандартных приемов, назначение которых — предложить современнику образец для подражания и художественную «модель врага», антипода, призванного выгодно оттенять «культурного» героя. Эти «антиподы», основной задачей которых было выжить любой ценой, уцелеть («уцелевшие»): С. Русанов в романе О.  Форш «Одеты камнем», И. Мальцов в романе Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» и др.  — со временем приобретают статус «объективного свидетеля истории», к числу которых относится и образ обывателя в произведениях М. Горького («О Сером», «Карамора», «Жизнь Клима Самгина» и др.), «повелитель всего», мещанин в произведениях В. Маяковского («Человек», «Про это», «Клоп», «Баня» и др.).

В заключительной части статьи утверждается мысль об оправданности самых мрачных гипотез советских писателей первой половины XX в., допускавших мысль о том, что носителями исторической истины, свидетелями истории окажутся «выжившие», «уцелевшие», не просто не понимавшие, что с ними и со страной произошло в прошлом, но извращающие и опошляющие смысл истории. Достойными наследниками этих героев станут «свидетели истории» в произведениях второй половины XX в.: герой-повествователь в романе Б. Окуджавы «Глоток свободы», герои П. Летунов в романе «Старик», Глебов в «Доме на набережной» Ю. Трифонова, Агеев в романе В. Быкова «Карьер», Л. Одоевцев в романе А. Битова «Пушкинский дом» и др.

Список литературы:

  1. Андроникашвили-Пильняк К. Б. Тема революции в творчестве Бориса Пильняка / К. Б. Андроникашвили-Пильняк // Русская революция 1917 года в  литературных источниках и документах. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 110-117.
  2. Баевский В. С. История русской литературы XX века / В. С. Баевский. М.: Языки славянской культуры, 2008. 448 с. 
  3. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // М. М. Бахтин. Работы 1920-х годов. Киев: Next, 1994. С. 69-255. 
  4. Блок А. А. Собрание сочинений: в 8 т. / А. А. Блок. М.-Л.: Худож. лит., 1960-1963.  
  5. Глэд Дж. Допрос с пристрастием: Литература изгнания / Дж. Глэд, Б. Хазанов. М.: ЗАХАРОВ, 2001. 270 с. 
  6. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре / М. Горький. М.: Сов. писатель, 1990. 400 с.
  7. Горький М. Собрание сочинений: в 18 т. / М. Горький. М.: Худож. лит., 1960-1963.
  8. Есенин С. А. Собрание сочинений: в 5 т. / С. А. Есенин. М.: Худож.лит., 1967-1968. 
  9. Зазубрин В. Я. Щепка (1923) / В. Я. Зазубрин. URL: http://lib.ru/RUSSLIT/ZAZUBRIN/shepka.txt
  10. Замятин Е. И. Роберт Майер / Е. И. Замятин. Берлин; СПб.: Гржебин, 1921. URL: http://zamyatin.lit-info.ru/zamyatin/zamyatin-kritika/robert-majer.htm
  11. История отечественной литературы XX в. Русский литературный андеграунд / С. Н. Бурова // История отечественной литературы XX в. Русский литературный андеграунд. Часть II (лекции). Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2015. 124 с.
  12. Леонов Л. М. Собрание сочинений: в 10 т. / Л. М. Леонов. М.: Худож. лит., 1981-1984. 
  13. Маяковский В. В. Собрание сочинений: в 8 т. / В. В. Маяковский. М.: Правда, 1968.
  14. Олеша Ю. К. Зависть // Ю. К. Олеша. Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1965. С. 19-120.
  15. Пильняк Б. А. Красное дерево (1929) // Борис Пильняк. Повесть непогашенной луны. М.: Правда, 1990. С. 114-157.  
  16. Семёнов С. А. Рождение раба: Рассказы / С. А. Семёнов. Л.: ГИЗ, 1927.
  17. Тарасов-Родионов А. Шоколад / А. Тарасов-Родионов // Трудные повести. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 211-320. 
  18. Терёхина В. Место цензурного экземпляра пьесы В. Маяковского «Баня» в ее текстологической истории / В. Терёхина // Текстологический временник. Вопросы текстологии и источниковедения. М.: ИМЛИ РАН, 2009.  С. 256-263. 
  19. Тынянов Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара / Ю. Н. Тынянов. М.: Правда, 1983. 496 с. 
  20. Чудакова М. О. Мастерство Юрия Олеши // М. О. Чудакова. Избранные работы. М. : Языки русской культуры, 2001. Том I. Литература советского прошлого. С. 13-73.
  21. Чулков Г. И. Вредитель // Г. И. Чулков. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. С. 314-340.
  22. Эйхенбаум Б. О прозе: Сборник статей / Б. Эйхенбаум. Л.: Худож. лит. 1969. 504 с.  [Творчество Ю. Тынянова… С. 380-420; Декорация эпохи. С. 450-452].