Выпуск:
2018. Том 4. №2Об авторе:
Бурова Серафима Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; snburova@hotmail.comАннотация:
В данной статье освещается исторический опыт «социальной археологии» в русской литературе XX в. и рассматриваются типологические разновидности литературных персонажей, несущих на себе печать этого принципа. Исследуется послереволюционное наследие А. Блока, романтизировавшего образ участника революционных событий в России («человека-артиста», представителя «варварской массы»). А. Блок связал характеристику героя революционной эпохи с «культурой» как процесса стихийного и природосообразного. В статье устанавливается сходство этого типа героя с романтическими героями постреволюционных произведений Е. Замятина, В. Маяковского, С. Есенина и др. В ходе исследования выявляются закономерности трансформации «культурного» героя, утрачивающего героический ореол по мере развития исторических событий. Утверждается, что попытки вернуть прежний статус «культурному» герою завершаются выработкой стандартных приемов, назначение которых — предложить современнику образец для подражания и художественную «модель врага», антипода, призванного выгодно оттенять «культурного» героя. Эти «антиподы», основной задачей которых было выжить любой ценой, уцелеть («уцелевшие»): С. Русанов в романе О. Форш «Одеты камнем», И. Мальцов в романе Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» и др. — со временем приобретают статус «объективного свидетеля истории», к числу которых относится и образ обывателя в произведениях М. Горького («О Сером», «Карамора», «Жизнь Клима Самгина» и др.), «повелитель всего», мещанин в произведениях В. Маяковского («Человек», «Про это», «Клоп», «Баня» и др.).
В заключительной части статьи утверждается мысль об оправданности самых мрачных гипотез советских писателей первой половины XX в., допускавших мысль о том, что носителями исторической истины, свидетелями истории окажутся «выжившие», «уцелевшие», не просто не понимавшие, что с ними и со страной произошло в прошлом, но извращающие и опошляющие смысл истории. Достойными наследниками этих героев станут «свидетели истории» в произведениях второй половины XX в.: герой-повествователь в романе Б. Окуджавы «Глоток свободы», герои П. Летунов в романе «Старик», Глебов в «Доме на набережной» Ю. Трифонова, Агеев в романе В. Быкова «Карьер», Л. Одоевцев в романе А. Битова «Пушкинский дом» и др.
Ключевые слова:
Список литературы: