Выпуск:
2018. Том 4. №2Об авторах:
Эртнер Елена Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; e.n.ertner@utmn.ru; ORCID: 0000-0003-1523-6561Аннотация:
В статье рассматривается пространство сада в русской литературе XIX — начала XX в. Целью данного исследования стало выявление специфики структурирования ландшафта провинциального города и описание пространственных векторов развития художественного образа в региональной литературе. Доминантами пространства Сибири становятся локусы Дома и Сада, пространств, закрытых для окружающего мира, и в то же время открытых и взаимопроникающих — для посвященных. Актуальность данной работы не вызывает сомнения и обусловлена необходимостью осмысления национально детерминированных пространственных ориентиров как в творчестве отдельного писателя, так и в региональной литературе в целом.
Семантические противопоставления сибирского Дома и Сада позволяют конституировать фрагмент пространства русской языковой картины мира. В результате исследования можно заключить, что семантическое поле пространственных отношений в литературе Тюменского края XIX в. неоднородно. Сад противостоит доминантному, репрезентирующему черты географического и символического пространства Сибири, «страны варварской» (Аввакум), «страны пустынных берегов» (Н. В. Шелгунов), «страны изгнания» (С. И. Турбин), «края ссылки и каторги» (Г. А. Мачтет), образу дома-крепости. Вместе с тем он предстает как обретенный изгнанниками (переселенцами) рай, созданный ими взамен утраченного рая, российской «земли обетованной». Семиотика сада конституируется за счет трансформации фитоморфных образов комнатных растений, по-новому объективируя антропоморфизм пространственной парадигмы. Таким образом, дом-сад открывается в новом ракурсе: не замкнутое пространство, маленькое и глухое, а просторное, где человек чувствует себя свободно и легко.
Ключевые слова:
Список литературы: