Выпуск:
2018. Том 4. №2Об авторах:
Пономарёва Ольга Борисовна, доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка, Тюменский государственный университет; obponomareva@list.ru; Scopus Author ID: 56998471200Аннотация:
Настоящее исследование выполнено в области такого развивающегося лингвистического направления, как лингвоперсонология. Объектом изучения данной дисциплины является языковая личность в различных социальных контекстах, воплощение ее основных характеристик в языке и изучение лингвистических средств их представления.
Данная статья является кратким обзором исследования, посвященного изучению лингвокогнитивных параметров языковой личности английского подростка на примере Адриана Моула — литературного героя книг английской писательницы Сью Таунсенд. В качестве материала были взяты два первых ее романа: «Тайный дневник Адриана Моула, начатый в возрасте тринадцати с половиной лет», «Страдания Адриана Моула».
В основе теоретической базы исследования лежит концепция языковой личности, предложенная Ю. Н. Карауловым. Реализуясь в трехуровневой модели, данный подход позволяет охарактеризовать языковую идентичность в вербальной, лингвокогнитивной и прагматической ипостасях.
Выбранная концепция определяет основополагающий метод исследования — метод структурного моделирования, а также метод лингвостилистического анализа и когнитивного моделирования.
В процессе исследования были выделены тематические группы слов, представляющие собой базу для образования новых семантических единиц посредством деривации. Данный материал (сто двадцать лексических единиц в ста семи микроконтекстах) был сгруппирован в шесть лингвокогнитивных моделей по виду переноса значения. Метафорические и метонимические лингвокогнитивные модели были проанализированы по схеме переноса значения: сфера источника в сферу цели.
Представленные в статье лингвокогнитивные модели позволили охарактеризовать языковую личность английского подростка и выделить ее основные черты и мотивы поведения.
Ключевые слова:
Список литературы: