Выпуск:
2018. Том 4. №2Об авторе:
Белозёрова Наталья Николаевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра английского языка, Тюменский государственный университет; eLibrary AuthorID, natnicbel@gmail.comАннотация:
Отправной точкой исследования является постулат Ю. М. Лотмана о том, что художественное пространство воплощает авторскую модель мира. Для того чтобы показать, какие семиолингвистические параметры авторской модели регулируют ее воплощение в тексте, выбирается позиция интерпретатора, представленная в структуре знака Ч. С. Пирса и Ч. Морриса. Для демонстрации выбираются рассказ Джеймса Джойса «Прискорбный случай» (“A Painful Case”), рассказ Дэвида Лоджа «Человек, который отказывался покидать постель» (“The Man Who Wouldn’t Get up”) и повесть А. П. Чехова «Степь». В определенной степени эти тексты объединены общим генотипом — они реализуют собой когнитивный двунаправленный процесс трансляции визуального в вербальное и вербального в визуальное, если принимать во внимание перспективу видения читателя (Ю. Лотман). Эти тексты рассматриваются в статье как иконические знаки, вовлеченные в процесс декодирования. Лингвистически иконичность зиждется на общем вербальном строевом элементе текстов: пространство между полями заполнено существительными, которые обозначают либо материальные объекты, либо природные явления, что, согласно исследованиям В. Н. Топорова, является маркером категории художественного пространства. Другие регулятивы художественного воплощения текстов описаний включают модальности восприятия, такие как модальности видимого, слышимого и осязаемого, а также семантические модальности, описанные А. Греймасом, такие как ЗНАТЬ, БЫТЬ, КАЗАТЬСЯ и т. д. Кроме того, в текстах выделяется система ценностей и антиценностей, как системы оппозиций, интегрирующей описательные тексты. Все тексты отмечены синкретизмом пространственного и персонального дейксисов. В рассказе Джеймса Джойса персонаж выстраивает личное пространство своего жилища по образу и подобию своему. В рассказе Дэвида Лоджа читатель наблюдает процесс эмуляции — пространство поглощает героя. В повести А. П. Чехова наблюдается доминирование морфологических нарративных характеристик В. Проппа, преображающих функций-действий, которые совершают как персонажи, так и пространство.
Ключевые слова:
Список литературы: