Выпуск:
2018. Том 4. №1Об авторах:
Лагунова Ольга Константиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; eleshenka@yandex.ruАннотация:
Цель данной статьи — представить опыт трех значительных русскоязычных прозаиков последней трети XX в. в аспекте построения художественного целого онтологического типа. Анализируемые авторы являются самыми крупными величинами в трех национальных литературах северной Азии: киргизской, ненецкой, хантыйской. Типологический подход к их текстам фиксирует глобальные процессы в самосознании языческих народов и способы моделирования мира и человека в условиях сегментирования советской империи. В статье анализируются романы Ч. Т. Айтматова «И дольше века длится день», «Плаха», Е. Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари», «Божья Матерь в кровавых снегах», повесть А. П. Неркаги «Молчащий» и выявляются наджанровые механизмы текстопорождения. Исследователи предлагают концепцию предмета изучения, содержащую несколько системных положений. Так, стратегию повествования определяет установка на выражение должного бытия. С этим связан выбор авторами культурного героя, наделенного особой миссией в этом мире, что предполагает сочетание в герое избранности, посвященности и жертвенности. Эта модель может быть реализована в варианте однофигурности (Е. Айпин, А. Неркаги) и в варианте двуфигурности (Ч. Айтматов). Она же предполагает ее проецирование на природный мир, в рамках которого изображаются животные в качестве избранного. Наделенность миссией исключает отклонение от нее культурного героя в пределах горизонтального передвижения. Поэтому максимально значимыми в тексте являются знаки и формы выражения вертикальных связей (вставные конструкции типа легенды о вверх ушедшем человеке, образы птиц, дерева, огня, стрелы, поведенческие знаки: молитва, тревожность животных). Нормой раздвижения видимого времени авторами избирается мышление и изображение событий как звеньев родовой цепи, важных для судьбы всего рода, понимаемого как иноформа народа. Это снимает четкость разграничений прошлого, настоящего, будущего, создает почти физическую заполненность горизонтали изображения родовой памятью, как бы ее повседневной реальностью. В силу того, что мир для писателей тотально сакрализован, проблемы эстетического в качестве отдельной проблемы в их сознании нет: все священное уже красиво. В результате доминантными при моделировании элементов художественного целого являются этические императивы, в основе которых традиционная культура народа, а значит — мифофольклорные коды, подразумевающие путь сквозь хаос к космосу, к порядку, подчиненность календарно-трудовому циклу жизни, формульность изображения и оценок.
Ключевые слова:
Список литературы: