Художественная целостность прозаического текста онтологического типа последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ч. Айтматов, А. Неркаги)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №1

Название: 
Художественная целостность прозаического текста онтологического типа последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ч. Айтматов, А. Неркаги)


Для цитирования: Лагунова О. К. Художественная целостность прозаического текста онтологического типа последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ч. Айтматов, А. Неркаги) / О. К. Лагунова, И. Р. Смирнова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 1. С. 121-136. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-1-121-136

Об авторах:

Лагунова Ольга Константиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; eleshenka@yandex.ru

Смирнова Ирина Рудольфовна, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; smirnova_ir@mail.ru

Аннотация:

Цель данной статьи — представить опыт трех значительных русскоязычных прозаиков последней трети XX в. в аспекте построения художественного целого онтологического типа. Анализируемые авторы являются самыми крупными величинами в трех национальных литературах северной Азии: киргизской, ненецкой, хантыйской. Типологический подход к их текстам фиксирует глобальные процессы в самосознании языческих народов и способы моделирования мира и человека в условиях сегментирования советской империи. В статье анализируются романы Ч. Т. Айтматова «И дольше века длится день», «Плаха», Е. Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари», «Божья Матерь в кровавых снегах», повесть А. П. Неркаги «Молчащий» и выявляются наджанровые механизмы текстопорождения. Исследователи предлагают концепцию предмета изучения, содержащую несколько системных положений. Так, стратегию повествования определяет установка на выражение должного бытия. С этим связан выбор авторами культурного героя, наделенного особой миссией в этом мире, что предполагает сочетание в герое избранности, посвященности и жертвенности. Эта модель может быть реализована в варианте однофигурности (Е. Айпин, А. Неркаги) и в варианте двуфигурности (Ч. Айтматов). Она же предполагает ее проецирование на природный мир, в рамках которого изображаются животные в качестве избранного. Наделенность миссией исключает отклонение от нее культурного героя в пределах горизонтального передвижения. Поэтому максимально значимыми в тексте являются знаки и формы выражения вертикальных связей (вставные конструкции типа легенды о вверх ушедшем человеке, образы птиц, дерева, огня, стрелы, поведенческие знаки: молитва, тревожность животных). Нормой раздвижения видимого времени авторами избирается мышление и изображение событий как звеньев родовой цепи, важных для судьбы всего рода, понимаемого как иноформа народа. Это снимает четкость разграничений прошлого, настоящего, будущего, создает почти физическую заполненность горизонтали изображения родовой памятью, как бы ее повседневной реальностью. В силу того, что мир для писателей тотально сакрализован, проблемы эстетического в качестве отдельной проблемы в их сознании нет: все священное уже красиво. В результате доминантными при моделировании элементов художественного целого являются этические императивы, в основе которых традиционная культура народа, а значит — мифофольклорные коды, подразумевающие путь сквозь хаос к космосу, к порядку, подчиненность календарно-трудовому циклу жизни, формульность изображения и оценок.

Список литературы:

  1. Айпин Е. Д. Божья Матерь в кровавых снегах / Е. Д. Айпин. Екатеринбург: Пакрус, 2002. 304 с.
  2. Айпин Е. Д. И уходит мой род / Е. Д. Айпин // Народов малых не бывает. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 127-141.
  3. Айпин Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари / Е. Д. Айпин // Айпин Е. Д. Клятвопреступник. М.: Наш современник, 1995. С. 175-423.
  4. Айтматов Ч. Т. И дольше века длится день / Ч. Т. Айтматов // Айтматов Ч. Т. Роман. Повести. Л.: Лениздат, 1982. С. 173-470. 
  5. Айтматов Ч. Т. Плаха / Ч. Т. Айтматов. Алма-Ата: Зажуши, 1988. 288 с.
  6. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. М.: Наука, 1983. 191 с. 
  7. Вэлла Ю. К. Белые крики: Книга о вечном / Ю. К. Вэлла. Сургут: Северный дом, 2000. 168 с. 
  8. Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности / М. М. Гиршман. М.: Языки славянских культур, 2007. 560 с. (Коммуникативные стратегии культуры).
  9. Головнев А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор / А. В. Головнев. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 344 с. 
  10. Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов: в 3 т. / К. Ф. Карьялайнен. Томск: Издательство Томского ун-та, 1996. Т. 3. 264 с. 
  11. Комаров С. А. Литература Сибири: миссия, этничность, аксиология / С. А. Комаров, О. К. Лагунова. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2016. 200 с.
  12. Кулемзин В. М. Знакомьтесь: ханты / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина. Новосибирск: Наука, 1992. 136 с. 
  13. Кулемзин В. М. Отношение человек-вещь в хантыйской культуре / В. М. Кулемзин // Космос Севера. Вып. 3. Екатеринбург: Средне-Уральское кн. издательство, 2002. С. 3-9.
  14. Лагунова О. К. Онтологический дискурс и традиционный герой в рассказах В. И. Белова / О. К. Лагунова, Ю. А. Цимбалова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 3(3). С. 59-71.
  15. Лагунова О. К. Память как скрепа топики в онтологической прозе народов Северной Азии последней трети XX века (Е. Айпин, Ч. Айтматов, А. Неркаги) / О. К. Лагунова // Геопоэтика писателей Сибири и Алтая. Барнаул: Издательство Алтайского ГПУ, 2016. С. 60-80. 
  16. Лагунова О. К. Тематизация песни в русскоязычной онтологической прозе народов Северной Азии последней трети XX века (Е. Айпин, Ч. Айтматов, А. Неркаги) / О. К. Лагунова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 3. С. 8-22. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-3-8-22
  17. Лагунова О. К. Феномен избранничества в художественном тексте языческого типа (на материале русскоязычной прозы писателей Северной Азии 1980-х — 1990-х годов) / О. К. Лагунова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 1(1). С. 90-99.
  18. Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги): автореф. дис. доктора филол. наук / О. К. Лагунова. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008. 48 с.
  19. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1976. 407 с. 
  20. Мифология хантов // Энциклопедия уральских мифологий. Томск: Издательство Томского ун-та, 2000. Т. 3. 310 с.
  21. Неркаги А. П. Молчащий: Повести / А. П. Неркаги. Тюмень: Софт-Дизайн, 1996. 416 с.