Выпуск:
2018. Том 4. №1Об авторе:
Жулина Екатерина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, Факультет иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный университет; minna80@mail.ruАннотация:
В статье перформативные глаголы осмысляются в пределах нового, холистического подхода к языку. Языку как когнитивной активности человека, сфокусированной на максимально эффективном приспособлении к среде в ситуации коммуникативного цейтнота. Поэтому контекст речевой ситуации делается определяющим при трактовке системы языковых символов. Знание, отраженное в языке, всегда исходит от наблюдателя, а не от говорящего. Выбор коммуникантом того или иного слова или формы зависит от его особенностей восприятия среды, так как знание, выраженное в языке, есть непосредственный или опосредованный опыт человека. Думается, что перформативные глаголы в английском языке передают восприятие мира человеком и описание им двух сфер своего опыта в условиях коммуникативного цейтнота. Основным методом исследования стал когнитивный анализ, предполагающий, что выбор говорящим формы глагола зависит от особенностей восприятия им как внешней среды, так и своих внутренних состояний и процессов. Показывается, что данные глаголы в силу того, что представляют собой полноценное действие, а не средство передачи значения, описывают две области опыта наблюдателя: внутреннюю и внешнюю среду. При этом семантика глагола не играет значимой роли. Полученные данные можно использовать не только в теоретических работах по биологии языка, когнитивной грамматике, когнитивному анализу дискурса, когнитивной социолингвистике, литературной критике, теории языковой личности и т. д., но и при обучении практическому английскому языку.
Ключевые слова:
Список литературы: