Перформативные глаголы в английском языке. Холистический подход

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №1

Название: 
Перформативные глаголы в английском языке. Холистический подход


Для цитирования: Жулина Е. Б. Перформативные глаголы в английском языке. Холистический подход / Е. Б. Жулина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 1. С. 18-28. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-1-18-28

Об авторе:

Жулина Екатерина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, Факультет иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный университет; minna80@mail.ru

Аннотация:

В статье перформативные глаголы осмысляются в пределах нового, холистического подхода к языку. Языку как когнитивной активности человека, сфокусированной на максимально эффективном приспособлении к среде в ситуации коммуникативного цейтнота. Поэтому контекст речевой ситуации делается определяющим при трактовке системы языковых символов. Знание, отраженное в языке, всегда исходит от наблюдателя, а не от говорящего. Выбор коммуникантом того или иного слова или формы зависит от его особенностей восприятия среды, так как знание, выраженное в языке, есть непосредственный или опосредованный опыт человека. Думается, что перформативные глаголы в английском языке передают восприятие мира человеком и описание им двух сфер своего опыта в условиях коммуникативного цейтнота. Основным методом исследования стал когнитивный анализ, предполагающий, что выбор говорящим формы глагола зависит от особенностей восприятия им как внешней среды, так и своих внутренних состояний и процессов. Показывается, что данные глаголы в силу того, что представляют собой полноценное действие, а не средство передачи значения, описывают две области опыта наблюдателя: внутреннюю и внешнюю среду. При этом семантика глагола не играет значимой роли. Полученные данные можно использовать не только в теоретических работах по биологии языка, когнитивной грамматике, когнитивному анализу дискурса, когнитивной социолингвистике, литературной критике, теории языковой личности и т. д., но и при обучении практическому английскому языку.

Список литературы:

  1. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл / Н. Д. Арутюнова. М., 1976. 327 с.
  2. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М.: Едиториал УРРС, 2002. 447 с.
  3. Залевская А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2004. 386 с.
  4. Мамардашвили М. К. Стрела познания: набросок естественноисторической гносеологии / М. К. Мамардашвили. М.: Аванта+, 1996. 307 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  6. Теория речевых актов // НЗЛ. Вып. 17. М., 1986. С. 18-36.
  7. Austin J. Performative — Constative / J. Austin // Philosophy and Ordinary Language. Urbana, 1963. Pp. 173-198. 
  8. Bateson G. Steps to an Ecology of Mind: Collected Essays in Anthropology, Psychiatry, Evolution, and Epistemology / G. Bateson. Chicago: University of Chicago Press, 1972. 427 p.
  9. Chomsky N. Of Minds and Language / N. Chomsky // Biolinguistics. 2007. Vol. 1. No 23. Pp. 9-27.
  10. Clark A. Being There: Putting Brain, Body, and World Together Again / A. Clark. Cambridge, Massachusetts: MIT Press. 486 p.
  11. Evans V. The Crucible of Language / V. Evans. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. Pp. 36-51. DOI: 10.1017/CBO9781316403631
  12. Kravchenko A. V. Language as Human Ecology: A New Agenda for Linguistic Education / A. V. Kravchenko // New Ideas in Psychology. 2016a. Vol. 4. No 42. Pp. 4-20. DOI: 10.1016/j.newideapsych.2015.05.002
  13. Kravchenko A. V. Two Views on Language Ecology and Ecolinguistics / A. V. Kravchenko // Language Sciences. 2016b. Vol. 5. No 54. Pp. 102-113. DOI: 10.1016/j.langsci.2015.12.002
  14. Lakoff G. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and Its Challenge to Western Thought / G. Lakoff, M. Johnson. New York: Basic Books, 1999. 312 p.
  15. Leech G. N. Meaning and the English Verb / G. N. Leech. London: Oxford University Press, 2014. 139 p.
  16. Lewis M. The English Verb. An Exploration of Structure and Meaning / M. Lewis. London: Cambridge University Press, 1991. 180 p.
  17. Varela F. J. Cognition without Representations / F. J. Varela // Rivista di Biologia. 1999. Vol. 3. No 52. Pp. 511-512.
  18. Violi P. Meaning and Experience / P. Violi. Bloomington: Indiana University Press, 2001. 378 p.
  19. Zhulina E. B. Present Progressive and Present Simple Tense. Two ways to express the direct experience of the observer / E. B. Zhulina // Procedings of the 45th International Philological Conference (IPC 2016), Advances in Social Sciences, Education and Humanities Research, July 2017. Pp. 124-127. DOI: 10.2991/ipc-16.2017.33