Выпуск:
2017. Том 3. №4Об авторе:
Загваздин Евгений Петрович, младший научный сотрудник, Тобольская комплексная научная станция УрО РАН; kulay_arx@mail.ruАннотация:
В публикации с привлечением архивного дела Тобольской духовной консистории от 1913 г. рассматривается вопрос организации экстраординарных захоронений на территории поселений. Изученный материал ценен в первую очередь тем, что вскрывает механизм принятия решений о похоронах на закрытых кладбищах.
Несомненная ценность этих данных в том, что исследований, касающихся разбора данной темы в контексте погребального законодательства Российской империи, не известно. В работах затрагивались лишь вопросы организации кладбищ за городской чертой после 24 декабря 1771 г. Однако имеется слабое представление о порядке совершения захоронений на закрытых приходских кладбищах. Мотивы же просителей, желающих быть похороненными на таких кладбищах, вообще остаются в области догадок.
Дело рассмотрено в нескольких аспектах. Во-первых, выяснен юридический характер дела с позиции генезиса законодательства второй половины XVII — XIX в., касающегося санитарно-эпидемиологического порядка при погребении усопших. Во-вторых, изучен социальный, половой состав, а также география просителей, их мотивы. В-третьих, проанализирован механизм принятия решений по таким исключительным делам. Выяснено, что, несмотря на указ Сената от 1771 г., запрещавший хоронить на погостах в жилой зоне и регламентирующий перенос кладбищ, отдельные рецидивы старинной традиции остались. Послабления в организации захоронений отразились и в законодательстве, к примеру, в указе Священного синода от 1833 г. и ряде других. Законодательно в исключительных случаях разрешалось погребать покойных при церквях, в жилой зоне. Однако все действия духовенства по совершению погребений, особенно в исключительных случаях, регламентировались и контролировались.
Ключевые слова:
Список литературы: