Выпуск:
2017. Том 3. №4Об авторе:
Старостин Дмитрий Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет; d.starostin@spbu.ruАннотация:
В настоящем исследовании предпринимается попытка оценить основные характеристики каролингского «историзма», в данном случае представлений о месте истории и знаний о прошлом в рамках системы политической самоидентификации и легитимации. В частности, в работе ставятся две основные задачи: 1. Показать, что консенсус в отношении даже самых значимых исторических событий складывался в каролингском королевстве непросто и путем улаживания очень сложных трений между реально существовавшими альтернативными версиями; 2. Рассмотреть процесс формирования консенсуса в области исторических событий как социальный феномен и как результат необходимости для окружения Карла Великого принимать во внимание те противоположные мнения, которые возникли в среде местной знати как результат отторжения давления, сопровождавшего почти постоянное ведение Карлом Великим военных кампаний. Таким образом, ставится задача подчеркнуть, что, пытаясь создать свое видение истории, каролингский двор вынужден был не просто конструировать повествование о своем видении истории, но достигать согласия с образованной местной знатью в отношении общего видения прошлого в силу того, что из-за завоевательных кампаний Карла Великого в королевстве франков сложилась весьма напряженная ситуация, выразившаяся в появлении альтернативных каролингской версий истории королевства. В качестве эталонных событий для исследования процесса преодоления альтернативных версий истории в пользу версии, нужной именно Каролингам и их окружению, используются коронация Пипина III и ряд случаев из истории правления Карла Великого (как то восстание тюрингов и др.), на основании которых выстраивается определенная модель для интерпретации разногласий в исторической картине Каролингской эпохи. Новизна работы состоит в применении этой модели к битве при Тертри (687 г.), история которой как ключевого события, как показывается, была разработана только в источниках, связанных с престолом св. Арнульфа в Меце, но приглушена в источниках, возникших в иных, пусть и близких к Мецу, монастырях типа Лорша. Это говорит о том, что Каролинги были достаточно ограничены в возможностях манипулирования историческими дискурсами. Образ власти создавался в Каролингскую эпоху как историческая реминисценция, легитимация которой проходила путем коммуникации между правителем и его образованными подданными.
Ключевые слова:
Список литературы: