Формирование опыта социально безопасного поведения несовершеннолетних в процессе online-социализации

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №3

Название: 
Формирование опыта социально безопасного поведения несовершеннолетних в процессе online-социализации


Для цитирования: Гладкова Л. Н. Формирование опыта социально безопасного поведения несовершеннолетних в процессе online-социализации / Л. Н. Гладкова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 3. С. 292-305. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-3-292-305

Об авторе:

Гладкова Любовь Николаевна, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет; lngladkova.13@gmail.com

Аннотация:

В статье проанализирован процесс формирования опыта социально безопасного поведения как совокупности знаний и практически усвоенных навыков, умений, освоенных через поведение, соответствующее нормам общества, ведущее к успешной социализации личности, отсутствию напряженности, угрозы различной природы как окружающим, так и самому себе, конструктивному поведению. Раскрыты формирующиеся на базе интериоризации опыта социально безопасного поведения качества личности, позволяющие человеку соответствовать в своем поведении нормам общества, успешно социализироваться за счет результативности использования освоенных им безопасных для своей личности и других поведенческих стратегий и эффективного получения помощи и поддержки в ситуации опасности. Особое внимание уделено феномену online-социализации как процессу усвоения индивидом норм и ценностей общества через виртуальное пространство, вовлечение личности в систему социальных отношений сетевых сервисов, которое приводит к освоению человеком определенного социального опыта, позволяющего ему транслировать поведение через активное ценностно-дифференцированное отношение в сети Интернет к фактам и событиям окружающей действительности. Охарактеризовано содержание основных компонентов готовности к осуществлению социально безопасного поведения — ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного, регулятивного, рефлексивного. Определены уровни сформированности социально безопасного поведения: оперативный, включающий комплекс поступков, действий, являющийся необходимостью ежеминутного реагирования на существующую угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего при взаимодействии с непредсказуемой социально опасной ситуацией, вызванной стечением различных групп риска; тактический, предполагающий достаточно устойчивые по структуре, целесообразные эффективные способы социально безопасного поведения, направленные на достижение поставленной цели осуществления собственной безопасности и безопасности окружающих людей; стратегический — устоявшаяся совокупность освоенных способов социально безопасного поведения, реализуемая на основе плана действий в системе общественных отношений с целью обеспечения личной и коллективной безопасности. Описан опыт диагностики уровней социально безопасного поведения, а также представлены этапы и результаты опытно-экспериментальной работы с подростками школ г. Тюмени и Тюменской области.

Список литературы:

  1. Есипова А. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего / А. А. Есипова // Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 4. С. 32-34.
  2. Зимонин В. П. Формула безопасности для России / В. П. Зимонин // Безопасность. 1999. № 5-6. С. 37-41.
  3. Мошкин В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников / В. Н. Мошкин. Барнаул: Барнаульский ГПУ, 2004. 318 с. ISBN 5-88210-229-4.
  4. Попов В. А. Проблема психологической безопасности и формирование культуры социального поведения учащихся МОУ / В. А. Попов, А. С. Черкунова // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 44-1. С. 102-110.
  5. Селиванова О. А. Соотношение понятий «социально безопасное» и «социально опасное» поведение несовершеннолетних в современной педагогической науке / О. А. Селиванова, Л. Н. Гладкова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. № 1. С. 198-205.
  6. Сорокина Л. А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Людмила Аркадьевна Сорокина; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т]. Тюмень, 2010. 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1707.
  7. Сулер Дж. Психология киберпространства / Дж. Сулер. URL: http://users.reder.edu/-suler/psycyber.psycyber.html (дата обращения: 27.09.2017).
  8. Сучкова О. В. Ценности социально-безопасного поведения религиозной молодежи / О. В. Сучкова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 67. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-sotsialno-bezopasnogo-povedeniya-religioznoy-molodezhi (дата обращения: 22.02.2017).
  9. Толочко Е. И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема / Е. И. Толочко // ЧиО. 2015. № 1 (42). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-bezopasnogo-povedeniya-na-dorogah-kak-mnogoaspektnaya-sotsi... (дата обращения: 22.02.2017).
  10. Шакирова З. В. Образовательная среда формирования безопасного поведения детей на дорогах на основе взаимодействия социальных институтов / З. В. Шакирова // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-formirovaniya-bezopasnogo-povedeniya-detey-na... (дата обращения: 22.02.2017).
  11. Шакирова З. В. Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде / З. В. Шакирова, Н. А. Читалин // КПЖ. 2015. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-bezopasnogo-... (дата обращения: 22.02.2017).
  12. Эванс Д. «Следует ожидать слияния человека и машины, пока мы не получим единый биокомпьютерный организм» / Д. Эванс // Индекс безопасности. 2013. Т. 19. № 4 (107). С. 19-23.