Выпуск:
2017. Том 3. №3Об авторе:
Гладкова Любовь Николаевна, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет; lngladkova.13@gmail.comАннотация:
В статье проанализирован процесс формирования опыта социально безопасного поведения как совокупности знаний и практически усвоенных навыков, умений, освоенных через поведение, соответствующее нормам общества, ведущее к успешной социализации личности, отсутствию напряженности, угрозы различной природы как окружающим, так и самому себе, конструктивному поведению. Раскрыты формирующиеся на базе интериоризации опыта социально безопасного поведения качества личности, позволяющие человеку соответствовать в своем поведении нормам общества, успешно социализироваться за счет результативности использования освоенных им безопасных для своей личности и других поведенческих стратегий и эффективного получения помощи и поддержки в ситуации опасности. Особое внимание уделено феномену online-социализации как процессу усвоения индивидом норм и ценностей общества через виртуальное пространство, вовлечение личности в систему социальных отношений сетевых сервисов, которое приводит к освоению человеком определенного социального опыта, позволяющего ему транслировать поведение через активное ценностно-дифференцированное отношение в сети Интернет к фактам и событиям окружающей действительности. Охарактеризовано содержание основных компонентов готовности к осуществлению социально безопасного поведения — ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного, регулятивного, рефлексивного. Определены уровни сформированности социально безопасного поведения: оперативный, включающий комплекс поступков, действий, являющийся необходимостью ежеминутного реагирования на существующую угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего при взаимодействии с непредсказуемой социально опасной ситуацией, вызванной стечением различных групп риска; тактический, предполагающий достаточно устойчивые по структуре, целесообразные эффективные способы социально безопасного поведения, направленные на достижение поставленной цели осуществления собственной безопасности и безопасности окружающих людей; стратегический — устоявшаяся совокупность освоенных способов социально безопасного поведения, реализуемая на основе плана действий в системе общественных отношений с целью обеспечения личной и коллективной безопасности. Описан опыт диагностики уровней социально безопасного поведения, а также представлены этапы и результаты опытно-экспериментальной работы с подростками школ г. Тюмени и Тюменской области.
Ключевые слова:
Список литературы: