Выпуск:
2017. Том 3. №3Об авторе:
Жеглова Ольга Александровна, соискатель академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований; старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации гуманитарных направлений, Тюменский государственный университет; jeglovaa@inbox.ruАннотация:
Данная статья описывает педагогические условия, способствующие ценностному освоению педагогических понятий в процессе обучения будущих учителей. Обращение к гуманитарному потенциалу научных педагогических понятий дает основания для управляемого педагогом процесса формирования ценностно-смысловой концептуализации педагогического знания студентов-педагогов. В отличие от стихийной, контролируемая педагогом ценностно-смысловая концептуализация способствует осознанию, глубокому пониманию и усвоению смысла педагогических идей и реалий, выявлению их ценностного потенциала, проникновению в сущность принципов реализации педагогических, научных и практических замыслов. В качестве структурной единицы и инструмента процесса концептуализации выступает концепт, который формирует смысл и объединяет разрозненные картины мира (научную, мистическую, обыденную, философскую и т. п.), а также способствует пониманию и освоению особого языка педагогики, который содержит научные метафоры и терминологические фразеологизмы. Языковая актуализация педагогических концептов, по мнению автора, наиболее продуктивно осуществляется в процессе анализа педагогического дискурса с применением адаптированных к учебному процессу исследовательских методов гуманитарных наук, которые ориентированы на ценностно-смысловое и субъективно-личностное постижение уникальных феноменов педагогической реальности, объединяют как рациональное объяснение, так и чувственно-интуитивное понимание предмета учебного познания, фокусируясь на его качественных характеристиках. С целью практического воплощения теоретических положений автор предлагает использовать специально созданный концептуальный педагогический словарь открытого типа, который содержит концептуальную модель и анализ системы специальных педагогических понятий, таких как «обучение», «образование», «учитель», «ученик», «школа» и др. Анализ педагогических понятий с использованием данного словаря способствует смыслообразованию, формированию культуры педагогического общения, осмыслению уникальности педагогических явлений, рефлексивному присвоению ценностей и личностно-значимого опыта, а также обогащению концептуальной картины мира будущих педагогов.
Ключевые слова:
Список литературы: