О ценностном освоении педагогических понятий будущими учителями

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №3

Название: 
О ценностном освоении педагогических понятий будущими учителями


Для цитирования: Жеглова О. А. О ценностном освоении педагогических понятий будущими учителями / О. А. Жеглова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 3. С. 267-276. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-3-267-276

Об авторе:

Жеглова Ольга Александровна, соискатель академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований; старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации гуманитарных направлений, Тюменский государственный университет; jeglovaa@inbox.ru

Аннотация:

Данная статья описывает педагогические условия, способствующие ценностному освоению педагогических понятий в процессе обучения будущих учителей. Обращение к гуманитарному потенциалу научных педагогических понятий дает основания для управляемого педагогом процесса формирования ценностно-смысловой концептуализации педагогического знания студентов-педагогов. В отличие от стихийной, контролируемая педагогом ценностно-смысловая концептуализация способствует осознанию, глубокому пониманию и усвоению смысла педагогических идей и реалий, выявлению их ценностного потенциала, проникновению в сущность принципов реализации педагогических, научных и практических замыслов. В качестве структурной единицы и инструмента процесса концептуализации выступает концепт, который формирует смысл и объединяет разрозненные картины мира (научную, мистическую, обыденную, философскую и т. п.), а также способствует пониманию и освоению особого языка педагогики, который содержит научные метафоры и терминологические фразеологизмы. Языковая актуализация педагогических концептов, по мнению автора, наиболее продуктивно осуществляется в процессе анализа педагогического дискурса с применением адаптированных к учебному процессу исследовательских методов гуманитарных наук, которые ориентированы на ценностно-смысловое и субъективно-личностное постижение уникальных феноменов педагогической реальности, объединяют как рациональное объяснение, так и чувственно-интуитивное понимание предмета учебного познания, фокусируясь на его качественных характеристиках. С целью практического воплощения теоретических положений автор предлагает использовать специально созданный концептуальный педагогический словарь открытого типа, который содержит концептуальную модель и анализ системы специальных педагогических понятий, таких как «обучение», «образование», «учитель», «ученик», «школа» и др. Анализ педагогических понятий с использованием данного словаря способствует смыслообразованию, формированию культуры педагогического общения, осмыслению уникальности педагогических явлений, рефлексивному присвоению ценностей и личностно-значимого опыта, а также обогащению концептуальной картины мира будущих педагогов.

Список литературы:

  1. Голованова Е. И. Введение в когнитивное терминоведение / Е. И. Голованова. М.: Флинта: Наука, 2011. 222 с.
  2. Грибоедов А. Горе от ума / А. Грибоедов. Азбука, 2016. 256 с. 
  3. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики: монография / А. Ф. Закирова. М.: ВЛАДОС, 2011. 272 с.
  4. Закирова А. Ф. Герменевтика педагогического текста: теория и практика: монография / А. Ф. Закирова, Н. С. Буйко. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. 244 с.
  5. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология / Б. Б. Комаровский. М.: Просвещение, 1969. 311 с.
  6. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк; ред. и автор прим. А. Л. Субботин. М.: Мысль, 1988. Т. 1.
  7. Морковкин В. В. Идеографические словари / В. В. Морковкин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. 70 с.
  8. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
  9. Проективный философский словарь. Алетейя, 2003. 512 с.
  10. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
  11. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание / С. А. Шапоринский. М.: Педагогика, 1981. 208 с. 
  12. Roget P. M. Roget’s Thesaurus of English Words and Phrases. New York: Thomas Y. Crowell Company, 1911. 349 p.