Теоретико-методологические основы и педагогические механизмы формирования языкового опыта личности в системе общего образования

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №3

Название: 
Теоретико-методологические основы и педагогические механизмы формирования языкового опыта личности в системе общего образования


Для цитирования: Володина Е. Н. Теоретико-методологические основы и педагогические механизмы формирования языкового опыта личности в системе общего образования / Е. Н. Володина, А. Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 3. С. 233-248. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-3-233-248

Об авторах:

Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, ГАОУ дополнительного профессионального образования специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»; elena_mayak_@mail.ru

Закирова Альфия Фагаловна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; a.fagalovna@mail.ru

Аннотация:

В статье анализируется процесс формирования языкового опыта личности — опыта понимания, истолкования и продуцирования текстов — в системе общего образования. Доказывается, что личностный языковой опыт является необходимым условием гуманитарного развития, позволяет противостоять манипулированию сознанием человека и его обезличиванию, примитивизации мышления, деформациям коммуникативной сферы и речемыслительных процессов в современной информационной среде. Языковой опыт личности формируется, накапливается и практически реализуется в процессе языкового образования, которое имеет системообразующий, комплексный характер и выступает метапредметной основой общего образования. Являясь метапредметным компонентом содержания общего образования, способом интериоризации культуры и личностного освоения универсальных учебных действий, языковой опыт обретается во взаимодействии школьника с разными предметными языками и метаязыком в учебной деятельности, семиотических, социокультурных и жизненных практиках и экстраполируется на другие виды личностного опыта. В статье осмысляется содержание обучения, лингвокультурологическое в своей основе, включающее не только предметные знания о языке и нормы владения им, но и общеязыковые, общекультурные компоненты содержания предметных дисциплин, актуализирующие ценностные аспекты познания, личностноразвивающие ресурсы гуманитарной и естественнонаучной парадигм. Представлены типы образовательных ситуаций развития языкового опыта в соответствии с предметной спецификой и этапами языкового образования. Доказывается эффективность формирования языкового опыта в процессе языкового образования на основе герменевтической методологии и системного использования смыслообразующего и миромоделирующего потенциала языка, что обеспечивает комплексное воздействие на все структурные компоненты личности, позволяет концептуализировать знания и наполнять их личностным смыслом. Определены психолого-педагогические механизмы формирования языкового опыта личности, которые состоят в опосредующем концептуализирующем воздействии языковых систем представления знания (понятийной, образной, концептуальной) на способы мышления как формы внутренней организации интериоризированного опыта и поведение школьника. Результатом данного воздействия становится концептуальная организация личностного языкового опыта в виде способов языкового освоения деятельности (эмоционально-чувственного и интеллектуально-рационального) и форм языкового жизнетворчества (знаково-символических и поведенческих текстов). Предложен апробированный в практике сетевого проектирования критериально-диагностический комплекс, позволяющий производить комплексную многомерную оценку уровня сформированности языкового опыта личности на всех ступенях общего образования. Представленная педагогическая концепция языкового образования открывает новые возможности для построения системы школьного образования, ориентированного на личностные и метапредметные образовательные результаты, и позволяет эффективно решать актуальные в условиях модернизации общего образования задачи ценностного и профессионального самоопределения личности, смыслоориентирования в культуре и условиях меняющегося мира.

Список литературы:

  1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань, 1996. Кн. 1. 567 с.
  2. Василюк В. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / В. Е. Василюк. М.: Издательство Московского ун-та, 1984. 200 с.
  3. Володина Е. Н. Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе / Е. Н. Володина // Образование и наука. Екатеринбург. 2015. С. 114-130.
  4. Володина Е. Н. Содержание языкового развития личности в компетентностной модели общего образования / Е. Н. Володина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. № 1. С. 216-227. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-1-216-227
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5-361.
  6. Закирова А. Ф. Герменевтика педагогического текста: теория и практика: монография / А. Ф. Закирова, Н. С. Буйко. Тюмень: Издательство Тюменского государственного ун-та, 2008. 244 с.
  7. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография / А. Ф. Закирова. Тюмень: Издательство Тюменского государственного ун-та, 2001. 152 с.
  8. Зинченко В. П. Работа понимания / В. П. Зинченко // Психологическая наука и ее образование. 1997. № 3. С.42-52.
  9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. 262 с. 
  10. Кутрунов В. Н. Словесность и математика. Необходимо восстановление былого единства / В. Н. Кутрунов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2014. № 9. С. 124-135.
  11. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография / В. В. Сериков. М., 1998. 182 с.
  12. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2002. 461 с.