Выпуск:
2017. Том 3. №3Об авторе:
Блейх Надежда Оскаровна, доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы, факультет социологии и социальной работы, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (г. Владикавказ); nadezhda-blejjkh@mail.ruАннотация:
Конструкция образования X-XVIII вв. у народов Северного Кавказа, исповедующих мусульманство, имеет древнюю традицию, уходящую своими корнями еще во времена принятия ими ислама. В данной работе рассматривается модель традиционного исламского образования, анализируются ее положительные и негативные стороны. Поскольку среди современных исследователей до сих пор присутствует негативное суждение по поводу постановки обучения, имеющей место в традиционной системе образования мусульманских народов Северного Кавказа, автор представляет свое видение ситуации, основанное на архивных, документальных и исследовательских материалах, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.
Методологической базой работы послужил цивилизационный подход, подразумевающий широкое использование компаративистского метода. При рассмотрении специфики развития традиционной системы образования у мусульман Северокавказского региона применялись сравнительный анализ и контент-анализ текстов. Это предполагало прежде всего комплексность в изучении избранной темы, рассмотрение ее отдельных компонентов в едином методологическом ключе и в конкретно-исторических обстоятельствах, определяющих динамику и тенденции дальнейшего развития. Хронологические рамки исследования охватывают период с Х в. (начала появления мусульманских школ) и до рубежа XIX в. (инкорпорации региона в правовое поле Российской империи).
Выявив положительные и негативные стороны конфессиональной мусульманской образовательной системы, состоящей из трех звеньев — коранической школы, мектебе и медресе, — автор приходит к выводам, что, несмотря на свою элементарность, религиозность, сословность, методы обучения в данный период были эффективны и давали хорошие результаты. Документально установлено, что подобное обучение позитивно влияло на формирование общеобразовательного уровня населения мусульманских областей в исследуемый период. К тому же духовная школа была для многих людей единственным источником получения знаний и потому играла значительную роль в цивилизованном развитии горских этносов.
Ключевые слова:
Список литературы: