Модель традиционного исламского образования народов Северного Кавказа (X-XVIII вв.)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №3

Название: 
Модель традиционного исламского образования народов Северного Кавказа (X-XVIII вв.)


Для цитирования: Блейх Н. О. Модель традиционного исламского образования народов Северного Кавказа (Х-XVIII вв.) / Н. О. Блейх // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 3. С. 170-182. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-3-170-182

Об авторе:

Блейх Надежда Оскаровна, доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы, факультет социологии и социальной работы, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (г. Владикавказ); nadezhda-blejjkh@mail.ru

Аннотация:

Конструкция образования X-XVIII вв. у народов Северного Кавказа, исповедующих мусульманство, имеет древнюю традицию, уходящую своими корнями еще во времена принятия ими ислама. В данной работе рассматривается модель традиционного исламского образования, анализируются ее положительные и негативные стороны. Поскольку среди современных исследователей до сих пор присутствует негативное суждение по поводу постановки обучения, имеющей место в традиционной системе образования мусульманских народов Северного Кавказа, автор представляет свое видение ситуации, основанное на архивных, документальных и исследовательских материалах, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

Методологической базой работы послужил цивилизационный подход, подразумевающий широкое использование компаративистского метода. При рассмотрении специфики развития традиционной системы образования у мусульман Северокавказского региона применялись сравнительный анализ и контент-анализ текстов. Это предполагало прежде всего комплексность в изучении избранной темы, рассмотрение ее отдельных компонентов в едином методологическом ключе и в конкретно-исторических обстоятельствах, определяющих динамику и тенденции дальнейшего развития. Хронологические рамки исследования охватывают период с Х в. (начала появления мусульманских школ) и до рубежа XIX в. (инкорпорации региона в правовое поле Российской империи).

Выявив положительные и негативные стороны конфессиональной мусульманской образовательной системы, состоящей из трех звеньев — коранической школы, мектебе и медресе, — автор приходит к выводам, что, несмотря на свою элементарность, религиозность, сословность, методы обучения в данный период были эффективны и давали хорошие результаты. Документально установлено, что подобное обучение позитивно влияло на формирование общеобразовательного уровня населения мусульманских областей в исследуемый период. К тому же духовная школа была для многих людей единственным источником получения знаний и потому играла значительную роль в цивилизованном развитии горских этносов.

Список литературы:

  1. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / Абдурахман из Газикумуха. Махачкала, 1997. 111 с.
  2. Ад-Дарбанди Абу Бакр. Райхан ал-хака’ик ва бустан ад-дака’ик («Базилик истин и сад тонкостей») / Абу Бакр ад-Дарбанди // Рукописный фонд института исламского наследия Дагестанского научного центра Российской академии наук. Ед. хр. № 2191.
  3. Алиханов М. В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев / М. Алиханов. Махачкала, 2005. 213 с.
  4. Бартольд В. В. Ученые мусульманского ренессанса / В. В. Бартольд. М.: Логос, 2002. 432 с.
  5. Блейх Н. О. Общественно-политические изменения и просвещение на Северном Кавказе во второй половине XVIII — начале XIX вв. / Н. О. Блейх // Вестник гуманитарного научного образования. 2014. № 6 (44). С. 03-06. 
  6. Бритаев С. Мусульманская школа / С. Бритаев // Терек. 1915. № 5377.
  7. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.) / Дж. Валидов. Москва; Петроград, 1923. 87 с.
  8. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле / Гаджи-Али. Махачкала, 1995. 217 с.
  9. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. 779. Оп. 1. Д. 4. Л. 40.
  10. Дзасохов Г. И. О просвещении мусульманского населения / Г. И. Дзасохов // Терек. 1911. 15 февраля.
  11. Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX — начало XX вв. СПб., 2005. 567 с. 
  12. Какагасанов Г. И. Религиозные мусульманские школы в Дагестане / Г. И. Какагасанов // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001. 145 с.
  13. Коблов Я. Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я. Д. Коблов. Казань: Центр. тип., 1916. 119 с.
  14. Омар-оглы А. Воспоминания муталима / А. Омар-оглы // Сборник сведений о Кавказских горцах. Вып I. Тифлис, 1868. 267 с.
  15. Уруймагов Х. А. Из области педагогики / Х. А. Уруймагов // Терек. 1915. 15 апреля.
  16. Хачидогов Р. А. Формирование социально-правовой платформы для Возрождения традиционного исламского образования на Северном Кавказе / Р. А. Хачидогов // История и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3/1. С. 205-208.
  17. ЦГА РСО-А (Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания). Ф. 290 [Управление начальника Владикавказского военного округа]. Оп. 19. Д. 2. Лл. 23-56.
  18. Ярлыкапов А. А. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и настоящем / А. А. Ярлыкапов // Вестник Евразии. 2003. № 3. С. 5-31.