Выпуск:
2017. Том 3. №3Об авторах:
Рогачева Наталья Александровна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; n.a.rogacheva@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-8424-1861Аннотация:
В статье рассматривается ольфакторное пространство повести И. С. Тургенева «Вешние воды», структура, функции, символический и психофизиологический смысл обонятельной образности. В ряду исследований, посвященных данному вопросу, не выявлен конфликтный характер языка запаха в прозе Тургенева как результат совмещения в одном образе точек зрения повествователя и персонажа, множественных отсылок к художественным и научным текстам. Основное внимание уделено субъектной организации ситуаций обонятельного восприятия, роли языка запаха в нарративной структуре повести. Одорическая образность «Вешних вод» выполняет сюжетообразующую функцию, служит для выражения социального, психологического, философского конфликта. В языке запаха отражены перипетии любовного сюжета, через ольфакторные признаки выявлена антитеза главных женских персонажей. Ольфакторные мотивы соотнесены с художественной оптикой повести, в первую очередь с визуальной образностью. Предметом художественного осмысления Тургенева является сама способность восприятия, где обоняние служит мотивировкой поступков, не контролируемых персонажем, одновременно относится к области реального и мистического. Вопрос о психофизиологических мотивировках поведения человека и о внешних механизмах, управляющих психической деятельностью, широко обсуждался в середине XIX в. и нашел отражение в письмах Тургенева. Ольфакторная поэтика «Вешних вод» формируется на контрастном совмещении разных дискурсов — медицинского, литературно-художественного, мифологического и исторического, связанного с повседневным миром середины XIX в., что позволяет рассматривать тургеневскую прозу семидесятых годов как переходную форму от реализма к модернизму.
Ключевые слова:
Список литературы: