Выпуск:
2017. Том 3. №3Об авторе:
Кржановска-Ключевска Эльжбета, доктор наук, профессор, Институт английской филологии, Ягеллонский университет (г. Краков, Польша); elzbieta.chrzanowska-kluczewska@uj.edu.plАннотация:
В данной статье анализируется понятие возможного мира, разработанное в американской аналитической философии и модальной логике в 1960-х и 1970-х гг. (Крипке, Хинтикка, Льюис, Ресчер), но вскоре адаптированное к потребностям литературной лингвистики. Эта адаптация, благодаря Л. Долежелу, Н. Е. Энквисту и У. Эко среди прочих, привела к появлению концепции текстового мира — гораздо более богатой (и контекстуализированной) модели мира. Когнитивный поворот в исследованиях текста (Верт, Стоквел, Гэвинз) расширил понятие текстового мира в самое всеобъемлющее образование, называемое дискурсивным миром, в фокусе которого находится зависимость читателей от их действительности в процессе воссоздания текстового мира.
Автор этой статьи утверждает, что текстовые/дискурсивные миры обладают диалогическим характером и поэтому могут быть изучены в рамках теории игр. Соответственно, автором постулируется типология текстовых игр (семантические игры автора, прагматические игры читателя, игры самого текста, игры критиков, игры переводчиков), чтобы показать, как создание и воссоздание текстовых/дискурсивных миров представляют игровое занятие. Второе утверждение автора состоит в том, что текстовые/дискурсивные миры как семиотические конструкции погружены в семиосферу как всеохватывающее пространство культуры. Таким образом, автор пытается преодолеть разрыв между западными исследованиями о возможных/текстовых/дискурсивных мирах и семиотической модели Ю. М. Лотмана и Б. Успенского.
Ключевые слова:
Список литературы: