Выпуск:
2017. Том 3. №2Об авторах:
Куницына Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитательных систем, Академия социального управления (г. Москва); svetlana28061979@mail.ruАннотация:
Авторы статьи обращаются к исследованию такого качества личности будущего педагога, как ответственность. Основная цель заключается в разносторонней проверке эффективности технологий развития ответственности у будущих педагогов в реальных условиях педагогического вуза. В вводной части статьи обосновывается важность развития данного качества, поскольку от ответственности студентов зависит качество подготовки обучающихся общеобразовательных организаций.
В основной части авторы рассматривают понятие «ответственность» в лингвистическом и философском аспекте, дают собственное определение: ответственность — это интегративное качество личности, детерминирующее активность субъекта на основе свободного выбора и предвидения результатов своей деятельности, способность отвечать за свои действия перед собой, обществом и государством. Предлагают компоненты, которые могут входить в состав модели развития ответственности: целевой, организационно-технологический, результативный.
Особое внимание уделено исследованию структуры самого качества, которое состоит из информационно-когнитивного, мотивационно-ценностного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого и оценочно-корректировочного компонентов, а также функциям ответственности — ценностно-ориентационной, мобилизирующей, внешнего контроля и коррекции поведения, самоконтроля. В экспериментальной части описана практическая работа по развитию компонентов ответственности у обучающихся экспериментальной группы; предложены эффективные технологии и методики развития ответственности (работа студентов со структурно-логическими схемами, кейс-технология, имитационная игра), доказана их эффективность.
Авторы доказали, что реализация предложенных компонентов модели развития ответственности у будущих учителей является продуктивной. Отмечается устойчивая динамика сформированности ответственности у обучающихся, что в целом позитивно отражается на личностно-профессиональном становлении будущих педагогов. В результате проведенного исследования авторы пришли к следующим выводам: сформированное чувство ответственности является одним из значимых показателей готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. Несформированная ответственность может стать причиной ухода выпускника педагогического вуза из профессии, поскольку он окажется не способным к реализации требований профессионального стандарта педагога.
Ключевые слова:
Список литературы: