Развитие ответственности у будущих педагогов в образовательном процессе вуза

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
Развитие ответственности у будущих педагогов в образовательном процессе вуза


Для цитирования: Куницына С. М. Развитие ответственности у будущих педагогов в образовательном процессе вуза / С. М. Куницына, С. Л. Фролова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 225-238. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-225-238

Об авторах:

Куницына Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитательных систем, Академия социального управления (г. Москва); svetlana28061979@mail.ru

Фролова Светлана Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры развития воспитания, Академия социального управления (г. Москва); slfrolova@gmail.com

Аннотация:

Авторы статьи обращаются к исследованию такого качества личности будущего педагога, как ответственность. Основная цель заключается в разносторонней проверке эффективности технологий развития ответственности у будущих педагогов в реальных условиях педагогического вуза. В вводной части статьи обосновывается важность развития данного качества, поскольку от ответственности студентов зависит качество подготовки обучающихся общеобразовательных организаций.

В основной части авторы рассматривают понятие «ответственность» в лингвистическом и философском аспекте, дают собственное определение: ответственность — это интегративное качество личности, детерминирующее активность субъекта на основе свободного выбора и предвидения результатов своей деятельности, способность отвечать за свои действия перед собой, обществом и государством. Предлагают компоненты, которые могут входить в состав модели развития ответственности: целевой, организационно-технологический, результативный.

Особое внимание уделено исследованию структуры самого качества, которое состоит из информационно-когнитивного, мотивационно-ценностного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого и оценочно-корректировочного компонентов, а также функциям ответственности — ценностно-ориентационной, мобилизирующей, внешнего контроля и коррекции поведения, самоконтроля. В экспериментальной части описана практическая работа по развитию компонентов ответственности у обучающихся экспериментальной группы; предложены эффективные технологии и методики развития ответственности (работа студентов со структурно-логическими схемами, кейс-технология, имитационная игра), доказана их эффективность.

Авторы доказали, что реализация предложенных компонентов модели развития ответственности у будущих учителей является продуктивной. Отмечается устойчивая динамика сформированности ответственности у обучающихся, что в целом позитивно отражается на личностно-профессиональном становлении будущих педагогов. В результате проведенного исследования авторы пришли к следующим выводам: сформированное чувство ответственности является одним из значимых показателей готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. Несформированная ответственность может стать причиной ухода выпускника педагогического вуза из профессии, поскольку он окажется не способным к реализации требований профессионального стандарта педагога.

Список литературы:

  1. Бокуть Б. П. Вузовское обучение. Проблемы активизации / Б. П. Бокуть, С. И. Сокорева, Л. А. Шеметков, И. Ф. Харламов; под. ред. И. Ф. Харламова. Минск, 1989. 110 с.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В. И. Даль. П.- М.: Рус. яз, 1998. Т. 3. 699 с.
  3. Зверева Н. М. Как активизировать обучение в вузе / Н. М. Зверева. Горький, 1989. 71 с.
  4. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. 192 с.
  5. Матросова Л. Н. Деловая игра в подготовке учителя / Л. Н. Матросова. М.: Магистр, 1996. 134 с. 
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: ООО «Темп», 2006. 944 с.
  7. Рудковский Э. И. Свобода и ответственность личности / Э. И. Рудковский. Минск: Изд-во БГУ им В.И. Ленина, 1979. 152 с.
  8. Словарь современного русского литературного языка. В 17т. М.: Рус. яз., 1959. Т. 8. Стб. 1840.
  9. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. Т. 2 754 с.
  10. Тюрикова Г. Организация самостоятельной работы студентов ― условие реализации компетентностного подхода / Г. Тюрикова, О. Филатова, И. Прошкина // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 93-97.
  11. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла / В. Э. Франкл. М.: Прогресс, 1990. 174 с.