Выпуск:
2017. Том 3. №2Об авторах:
Кружинов Валерий Михайлович, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Институт истории и политических наук, Тюменский государственный университет; vm.kruzhinov@mail.ruАннотация:
В статье проанализированы главные направления деятельности средних учебных заведений Тюмени начала XX в. Установлено, что распространенный в региональной историографии «идеальный» образ светской школы игнорирует противоречия и контрасты системы среднего образования в предреволюционной России, при которых неоспоримые достижения соседствовали с недостаточным финансированием, платностью образования, его недоступностью для значительного большинства детей, широким распространением «насильственного просветительства».
Отмечается, что при определенных различиях учебных программ во всех средних учебных заведениях города особое место занимало преподавание религиозных дисциплин, выполнявших не только нравственную, но и политико-идеологическую функцию, главной задачей которой являлось воспитание детей в традиции преданности самодержавному режиму. Показано, что во время первой российской революции 1905-1907 гг. обозначилась тенденция к противостоянию части учащихся учебному начальству и властям. Сделан вывод, что большинство участников ученических протестов ограничивалось академическими требованиями, выступая за реформирование школьного дела; однако другая их часть (хотя и немногочисленная), наоборот, начинает связывать обновление системы образования с изменениями в политическом строе страны.
Ключевые слова:
Список литературы: