Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Big Data и управление образовательным процессом


Для цитирования: Захарова И. Г. Big Data и управление образовательным процессом / И. Г. Захарова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 1. С. 210-219. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-210-219

Об авторе:

Захарова Ирина Гелиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой программного обеспечения, Тюменский государственный университет; i.g.zakharova@utmn.ru

Аннотация:

Статья посвящена изучению особенностей модернизации управления образовательным процессом вуза на основе концепции Big Data. Показана тенденция к постоянному росту информационных потоков образовательного процесса в условиях открытости высшего образования и его активной технологизации. Отмечена возможность получения детализированной информации о различных видах деятельности обучающихся для выявления возникающих проблем. Динамичность, значительные объемы и сложность структуры данных о познавательной и социальной активности обучающихся обусловливают востребованность новых подходов к адекватной постановке и решению управленческих задач.

Обоснована необходимость использования методов и технологий Big Data для оперативного управления процессом обучения на уровне индивидуальных образовательных траекторий. Показаны содержательные и этические проблемы интерпретации данных о деятельности обучающихся, актуальные в контексте использования Big Data для принятия управленческих решений и педагогических исследований. Сделан вывод о необходимости подготовки научно-педагогических и административных работников к выработке, принятию и реализации управленческих решений, основанных на выявлении и анализе явных и скрытых закономерностей образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Волков В. В. Проблемы и перспективы исследований на основе Big Data (на примере социологии права) / В. В. Волков, Д. А. Скугаревский, К. Д. Титаев // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 48-58.
  2. Добрынин А. П. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) / А. П. Добрынин, К. Ю. Черных, В. П. Куприяновский, П. В. Куприяновский, С. А. Синягов // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 1. С. 4-10.
  3. Сивцов С. А. Эпистемологические вызовы эпохи больших данных / С. А. Сивцов // Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: Методы изучения взаимозависимостей в обществоведении. 2015. Т. 5. С. 461-471.
  4. Сухобоков А. А. Влияние инструментария Big Data на развитие научных дисциплин, связанных с моделированием / А. А. Сухобоков, Д. С. Лахвич // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2015. № 3. С. 207-240.
  5. Boyd D. Critical Questions for Big Data: Provocations for a Cultural, Technological and Scholarly Phenomenon / D. Boyd, K. Crawford // Information, Communication & Society. 2012. Vol. 15. Nо 5. Pp. 662-679.
  6. Doorn P. Big Data in the Humanities and Social Sciences. URL: https://sciencenode.org/feature/big-data-humanities-and-social-sciences.php 
  7. Eynon R. The Rise of Big Data: What Does It Mean for Education, Technology and Media Research? / R. Eynon // Learning, Media and Technology. 2013. Vol. 38. No 3. Pp. 237-240.
  8. Hanna M. Data Mining in the E-Learning Domain / M. Hanna // Campus-Wide Information Systems. 2004. Vol. 21. No 1. Pp. 29-34.
  9. Khalil M. Learning Analytics in MOOCs: Can Data Improve Students Retention and Learning? / M. Khalil, M. Ebner // EdMedia: World Conference on Educational Media and Technology. 2016. Vol. 2016. No 1. Pp. 581-588.
  10. McAfee A. Big Data / A. McAfee, E. Brynjolfsson, T. H. Davenport, D. J. Patil, D. Barton // The Management Revolution. Harvard Bus. Rev. 2012. Vol. 90. No 10. Pp. 61-67.
  11. Mukala P. Exploring Students’ Learning Behavior in MOOCs Using Process Mining Techniques / P. Mukala, J. Buijs, M. Leemans, W. M. P. Aalst van der. Eindhoven: Eindhoven University of Technology, 2015. 26 p.
  12. Picciano A. G. The Evolution of Big Data and Learning Analytics in American Higher Education / A. G. Picciano // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2012. Vol. 16. No 3. Pp. 9-20.
  13. Reyes J. A. The Skinny on Big Data in Education: Learning Analytics Simplified / J. A. Reyes // TechTrends. 2015. Vol. 59. No 2. Pp. 75-80.
  14. Siemens G. Penetrating the Fog: Analytics in Learning and Education / G. Siemens, P. Long // EDUCAUSE review. 2011. Vol. 46. No 5. Pp. 30-40.
  15. Simon Herbert A. Administrative Behavior. New York: Free Press, 1965. 368 p. URL: http://www.google.ru/books?id=jmzWLn8pBKUC