Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Механизмы формирования оценки в колумнистике А. Г. Баунова


Для цитирования: Маркова В. В. Механизмы формирования оценки в колумнистике А. Г. Баунова / В. В. Маркова, О. А. Петрова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 1. С. 44-56. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-44-56

Об авторах:

Маркова Виктория Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Тюменский государственный университет; vitmark14@yandex.ru

Петрова Ольга Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Тюменский государственный университет; petrova-o-a@yandex.ru

Аннотация:

Статья посвящена характерным особенностям формирования оценки в колонках А. Г. Баунова, опубликованных на slon.ru. В статье исследуется воплощение оценки на уровне макро- и микроструктуры текста, а также использование иконического элемента, метафоры и контекста в качестве средств выражения оценки. Оценочность у Баунова выступает мощным речевым фактором воздействия на аудиторию, формирует общественное мнение и ценностные ориентиры. В этом смысле тексты автора выполняют, кроме информационно-воздействующей, культуроформирующую функцию.

В публицистике Баунова сформулирована одна из важнейших проблем современного общества — распространение в мире «языка вражды», навязывание его обществу через СМИ, утрата гуманистических идеалов в угоду политическим интригам. Автор описывает это через конфликт между двумя «способами высказывания»: тем, «который предполагает, что вокруг все чисто», и тем, «который предполагает, что рядом существуют другие». Тексты Баунова представляют собой вариант дискурса, который нацелен на договаривание, побуждение и призыв к такому высказыванию, которое «предполагает место для других способов высказаться о том же предмете».

Список литературы:

  1. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста / Н. И. Клушина. М., 2008. 244 с. 
  2. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. М., 2002. 280 с. 
  3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. М., 1988. 341 с. 
  4. Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи / Г. Я. Солганик. М., 2010. 128 с. 
  5. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т. Г. Добросклонская. М., 2008. 203 с. 
  6. Маркелова Т. В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке / Т. В. Маркелова. М., 1993. 125 с. 
  7. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века) / С. И. Сметанина. СПб., 2002. 383 с. 
  8. Чернышова Т. В. «Негативная оценочность» как фактор конфликтности публицистического текста. URL: http://siberia-expert.com/publ/negativnaja_ ocenochnost_kak_faktor_konfliktnosti_publicisticheskogo_teksta_t_v_chernyshova/3-1-0-65
  9. Кайда Л. Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики / Л. Г. Кайда; сост. Г. Я. Солганик. М., 2008. 232 с. 
  10. Валгина Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. М., 2003. 280 с.