Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Фигурация в художественных текстах


Для цитирования: Кржановска-Ключевска Э. Фигурация в художественных текстах / Э. Кржановска-Ключевска // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 1. С. 8-21. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-8-21

Об авторе:

Кржановска-Ключевска Эльжбета, доктор наук, профессор, Институт английской филологии, Ягеллонский университет (г. Краков, Польша); elzbieta.chrzanowska-kluczewska@uj.edu.pl

Аннотация:

В данной статье рассматривается утверждение (уже обсуждавшееся теоретиками искусства и исследователями художественной семиотики в течение нескольких десятилетий), что вербальная и изобразительная фигурация во многом опирается на общие средства выразительности. В частности, автор сосредотачивается на основных тропах (ведущих смысловых фигурах), которые в качестве отражения творческого воображения формируют литературный дискурс. Авторская цель при этом состоит в установлении их присутствия в изобразительном искусстве. Используя некоторые выбранные примеры произведений искусства, автор собирается доказать, что неоклассическая тетрада «метафора-метонимия-синекдоха-ирония» (см. Вико, Бурке, Уайт) также различима в живописи и скульптуре. Более того, автор предлагает расширить предложенную Вико тетраду и включить в нее сравнение и антитезу (противопоставление). В статье также поднимается вопрос о противопоставлении универсальности и культурной специфичности семиотической фигурации. В целом данная статья дополняет предмет трансмедиальности, т. е. сходимость вербальных и невербальных искусств в рамках семиосферы.

Список литературы:

  1. Barthes R. Arcimbaldo ou rhétoriquer et magician / R. Barthes // Barthes R. L’obvie et l’obtus: essays critiques, Barthes Roland. Paris: Seuil, 1982. Pp. 122-138.
  2. Burke K. A Grammar of Motives / K. Burke. Berkeley: University of California Press, 1962 (дата оригинальной публикации: 1945).
  3. Chrzanowska-Kluczewska E. Can Tropes Be Seen? / E. Chrzanowska-Kluczewska // Journal of Kyiv National Linguistic University. Philology Series. 2012. Vol. 15(2). Pp. 71-80.
  4. Chrzanowska-Kluczewska E. Language-Games: Pro and Against / E. Chrzanowska-Kluczewska. Kraków: Universitas, 2004.
  5. Chrzanowska-Kluczewska E. Much More than Metaphor. Master Tropes of Artistic Language and Imagination/ E. Chrzanowska-Kluczewska. Frankfurt am Main: Peter Lang Edition, 2013. DOI: 10.3726/978-3-653-02958-1
  6. Cocksey D. The Rhetoric of Rock: The Stylistics of Amplified Sound / D. Cocksey // Tyumen State University Herald. Philology. 2013. No 1. Pp. 66-72.
  7. Crowther P. Phenomenology of the Visual Arts (Even the Frame) / P. Crowther. Stanford, CA: Stanford University Press, 2009.
  8. Foucault M. The Order of Things. An Archaeology of the Human Sciences / M. Foucault. London, New York: Routledge, 2009 (дата оригинальной публикации: 1966).
  9. Gadamer H.-G. Truth and Method / H.-G. Gadamer. New York: Crossroad, 1993 (дата оригинальной публикации: 1960).
  10. Gasparyan S. K. Figura sravnienia v funkcyonalnom osviestchenii [The Figure of Simile in a Functional Perspective] / S. K. Gasparyan. Yerevan: University of Erevan Press, 2000.
  11. Gibbs R. W. Jr. The Poetics of Mind. Figurative Thought, Language, and Understanding / R. W. Jr. Gibbs. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1994.
  12. Gombrich E. H. The Essential Gombrich / E. H. Gombrich. Selected and edited by R. Woodfield. London: Phaidon, 1996.
  13. Haapala A. Aesthetic Intimacy. Experiencing Literature and Art / A. Haapala // Visions of Value and Truth. Understanding Philosophy and Literature / Edited by F. Ruokonen, L. Werner. Helsinki: Helsinki University Press (Acta Philosophica Fennica, no 79), 2006. Pp. 139-151.
  14. Jakobson R. Two Aspects of Language and Two Types of Aphasic Disturbances / R. Jakobson // Fundamentals of Language / Edited by R. Jakobson, M. Halle. Gravenhage: Mouton. 1956. Pp. 53-82.
  15. Lakoff G. Metaphors We Live By / G. Lakoff, M. Johnson. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1980.
  16. Lausberg H. Handbuch der literarischen Rhetorik: Eine Grundlegung der Literaturwissenschaft / H. Lausberg. München: M. Hueber, 1960.
  17. Lévi-Strauss C. The Savage Mind / C. Lévi-Strauss. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1966 (дата оригинальной публикации: 1962).
  18. Lodge D. The Modes of Modern Writing. Metaphor, Metonymy, and the Typology of Modern Literature / D. Lodge. London: Edward Arnold, 1977.
  19. Lotman Yu. M. The Structure of the Artistic Text / Yu. M. Lotman. Ann Arbor, MI: The University of Michigan Press, 1977 (дата оригинальной публикации: 1970).
  20. Lotman Yu. M. Universe of the Mind. A Semiotic Theory of Culture / Yu. M. Lotman. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 1990.
  21. Mayenowa R. M. Poetyka teoretyczna [Theoretical Poetics] / R. M. Mayenowa. Wrocław: Ossolineum, 2000 (дата оригинальной публикации: 1974).
  22. Porębski M. Czy metaforę można zobaczyć? [Can Metaphor Be Seen?] / M. Porębski // Literatura a malarstwo — malarstwo a literatura. Panorama myśli polskiej XX wieku [Literature vs. Painting — Painting vs. Literature. A Panorama of Polish 20th Century Thought] / Edited by G. Królikiewicz et al. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2009. Pp. 529-542. (дата оригинальной публикации: 1980).
  23. Schurian W. Sztuka wyobraźni [Art of Imagination] / W. Schurian. Polish edition. Köln: Taschen/TMC Art, 2005.
  24. Semino E. Metaphor in Discourse / E. Semino. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
  25. Shklovsky V. Russian Formalist Criticism. Four Essays / V. Shklovsky. Translated by Lee T. Lemon, Marion J. Reis. Lincoln: University of Nebraska Press, 1965 (дата оригинальной публикации: 1917).
  26. Todorov T. Synecdoques / T. Todorov // Todorov T. et al. Sémantique de la poésie. Paris: Seuil, 1979. Pp. 7-26.
  27. Uspiensky B. A. Strukturalna wspólnota różnych rodzajów sztuki (na przykładzie malarstwa i literatury) [Structural Community of Various Kinds of the Arts (on the Example of Painting and Literature)] / Uspiensky B. A. // Semiotyka kultury [The Semiotics of Culture] / Edited by E. Janus, M. R. Mayenowa. Warszawa: PIW, 1975. Pp. 211-242.
  28. Vico G. The New Science of Giambattista Vico / G. Vico. Translated by Thomas G. Bergin, Max H. Fisch. Ithaca, London: Cornell University Press, 1984 (дата оригинальной публикации: 1744).
  29. Werth P. Extended Metaphor — A Text-World Account / P. Werth // Language and Literature. 1994. Vol. 3(2). Pp. 79-105.
  30. White H. Figural Realism. Studies in the Mimesis Effect / H. White. Baltimore, London: The Johns Hopkins University Press, 1999.
  31. White H. Metahistory. The Historical Imagination in Nineteenth Century Europe / H. White. Baltimore, London: The Johns Hopkins University Press, 1973.
  32. White H. Tropics of Discourse. Essays in Cultural Criticism / H. White. Baltimore, London: The Johns Hopkins University Press, 1978.
  33. Wiesing L. Artificial Presence. Philosophical Studies in Image Theory / L. Wiesing. Translated by Nils F. Schott. Stanford, CA: Stanford University Press, 2010 (дата оригинальной публикации: 2005).
  34. Wolf W. Intermediality / W. Wolf // Routledge Encyclopedia of Narrative Theory / Edited by D. Herman, M. Jahn, M.-L. Ryan. London, New York: Routledge, 2005. Pp. 252-256.
  35. Wysłouch S. Wizualność metafory” [Visuality of Metaphor] / S. Wysłouch // Literatura a malarstwo — malarstwo a literatura. Panorama myśli polskiej XX wieku [Literature vs. Painting — Painting vs. Literature. A Panorama of Polish 20th Century Thought] // Edited by G. Królikiewicz et al. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2009. Pp. 543-556. (дата оригинальной публикации: 1980).
  36. Ziomek J. Metafora a metonimia. Refutacje i propozycje [Metaphor and Metonymy. Refutations and Proposals] / J. Ziomek // Pamiętnik Literacki. 1984. No 1. Pp. 181-209.