Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №4

Название: 
Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога


Об авторах:

Яркова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал Тюменского государственного университета); tatyanayarkova59@mail.ru

Черкасова Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал Тюменского государственного университета); irinka65@rambler.ru

Аннотация:

Современная политика в области высшего образования определяет стратегические ориентиры профессионального образования, направленные на запросы общества и будущих работодателей, касающиеся высокого качества подготовки выпускников вузов, в том числе будущих учителей. Целью статьи является обоснование необходимости формирования гибких навыков (softskills) в условиях реализации профессионального стандарта педагога как одного из условий обеспечения качества профессиональной подготовки.

В настоящее время усиливается запрос на креативных, нестандартно мыслящих педагогов, готовых гибко реагировать на изменяющиеся условия и творчески решать профессиональные педагогические задачи. В связи с этим проблема профессиональной подготовки будущего учителя рассматривается в контексте соотнесения целей и задач с видами трудовой деятельности и умениями, представленными в государственных нормативных документах (профессиональный стандарт педагога, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования).

Мировой опыт свидетельствует об ориентации профессионального образования на формирование «гибких» (softskills) и «твердых» (hardskills) навыков в их единстве. В связи с тем, что формирование первых характеризует актуальное состояние современного зарубежного и российского университетов, авторы статьи сосредотачивают свое внимание на формировании softskills у студентов. Анализ подобного опыта и результаты анкетирования преподавателей и студентов вузов показали, с одной стороны, востребованность таких навыков, с другой — недостаточную готовность значительной части преподавателей к их формированию в образовательном процессе.

Авторами статьи рассматриваются варианты организации деятельности по формированию гибких навыков: предлагается карта развития softskills на занятиях по педагогике, во внеучебной воспитательной работе и неформальном образовании; анализируются возможности использования модели «перевернутого класса» как одной из передовых технологий построения образовательного процесса. Характеристика содержания, форм и технологий развития softskills в современном университете, а также опыта организации образовательной деятельности позволила сделать выводы о важности формирования у будущих специалистов гибких навыков, позволяющих обеспечивать успех их профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Дельбанко Э. Колледж: Каким он был, стал и должен быть / Э. Дельбанко. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 256 с. 
  2. Закирова А. Ф. Теория и научно-образовательная практика педагогической герменевтики / А. Ф. Закирова // Теория инновационной деятельности. Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С. 15-24. 
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Указ Президента РФ 04 февраля 2010 г. Пр-271. URL: http://минобрнауки.рф/documents/1450
  4. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: «Академия», 2004. 224 с. 
  5. Поддьяков А. Н. Решение комплексных проблем в PISA-2012 и PISA-2015: взаимодействие со сложной реальностью / А. Н. Поддьяков // Образовательная политика. 2012. № 6. 
  6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)(воспитатель, учитель). Приказ Минтруда России от 18. 10. 2013 № 544н (с изм. от 25. 12. 2014). URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
  7. Салми Д. Создание университетов мирового класса / Д. Салми. М.: Издательство «Весь Мир», 2009. 132 с. 
  8. Тряпицына А. П. Подготовка педагогический кадров и задачи современной школы / А. П. Тряпицына // Вестник герценовского университета. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 11(85). C. 16-18. 
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (Педагогическое образование). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
  10. Черкасов В. В. Проблемы реализации оздоровительных технологий в детских оздоровительных лагерях средствами физической культуры / В. В. Черкасов // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: Вызовы педагогическому образованию в подготовке учителя завтрашнего дня. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Тобольск, 2014. С. 148-151. 
  11. Ямбург Е. А. С учителя нельзя требовать того, чему его никто не учил / Е. А. Ямбург // Вестник образования России. 2013. № 15. URL: http://vestniknews.ru
  12. Softskills и Нardskills — в чем разница? URL: http://www.mental-skills.ru/synopses/6981.html
  13. Tyre P. Is your child a “group problem solver?” The PISA test will decide / P. Tyre // Scientific American. July 14, 2015.