Выпуск:
2016. Том 2. №4Об авторе:
Фролова Светлана Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры развития воспитания, Академия социального управления (г. Москва); slfrolova@gmail.comАннотация:
Изучение практического опыта высшей школы позволило выявить противоречие между необходимостью указанных в федеральных государственных образовательных стандартах компетенций студентов, выражающихся в готовности к профессионально-личностному саморазвитию и самосовершенствованию, в высоком уровне мотивации к профессиональной деятельности, и реальным низким уровнем их мотивации к получению качественного образования, а также нежеланием выпускников вузов заниматься профессиональной деятельностью. Выявленное противоречие обусловило постановку цели исследования — разработку и практическую реализацию системы педагогического сопровождения формирования профессионального идеала, являющегося постоянно действующим мотивом профессионального самообразования, самовоспитания и самосовершенствования.
Актуальность данной проблемы обусловлена ориентацией системы высшего образования на повышение качества и улучшение уровня профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров. В статье представлена апробированная в ряде вузов РФ система педагогического сопровождения формирования профессиональных идеалов у обучающихся в высшей школе, охарактеризованы ее компоненты: целевой, организационный, содержательный, процессуальный, диагностический и результативный. Единство компонентов обеспечивается внутрисистемными функциональными связями. Эксперимент, проводимый в вузах Москвы, Ярославля, Екатеринбурга и др. городов, позволил выявить организационно-педагогические условия реализации системы, такие как формирование образовательной среды вуза, интеграция участников образовательных отношений на идейном, целевом, содержательном и деятельностном уровнях, а также субъект-субъектное общение и взаимодействие, выстроенное на основе рефлексивно-ценностного диалога.
Каждая педагогическая система обеспечивается педагогическими ресурсами. В нашем эксперименте в качестве них использовались: образовательное текстовое пространство, учебно-методические комплексы вузовских дисциплин, совокупность психолого-педагогических методов и рефлексивная диагностика уровней сформированности профессиональных идеалов. Проведенный эксперимент позволил выявить критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных идеалов, а также обосновать актуальность данной проблемы, поскольку предмет исследования является не только действенным мотивом самосовершенствования, но и показателем профессиональной устойчивости личности, направленной на творческое преобразование себя и своей профессии.
Ключевые слова:
Список литературы: