Формирование профессиональных идеалов у студентов высшей школы

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №4

Название: 
Формирование профессиональных идеалов у студентов высшей школы


Об авторе:

Фролова Светлана Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры развития воспитания, Академия социального управления (г. Москва); slfrolova@gmail.com

Аннотация:

Изучение практического опыта высшей школы позволило выявить противоречие между необходимостью указанных в федеральных государственных образовательных стандартах компетенций студентов, выражающихся в готовности к профессионально-личностному саморазвитию и самосовершенствованию, в высоком уровне мотивации к профессиональной деятельности, и реальным низким уровнем их мотивации к получению качественного образования, а также нежеланием выпускников вузов заниматься профессиональной деятельностью. Выявленное противоречие обусловило постановку цели исследования — разработку и практическую реализацию системы педагогического сопровождения формирования профессионального идеала, являющегося постоянно действующим мотивом профессионального самообразования, самовоспитания и самосовершенствования.

Актуальность данной проблемы обусловлена ориентацией системы высшего образования на повышение качества и улучшение уровня профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров. В статье представлена апробированная в ряде вузов РФ система педагогического сопровождения формирования профессиональных идеалов у обучающихся в высшей школе, охарактеризованы ее компоненты: целевой, организационный, содержательный, процессуальный, диагностический и результативный. Единство компонентов обеспечивается внутрисистемными функциональными связями. Эксперимент, проводимый в вузах Москвы, Ярославля, Екатеринбурга и др. городов, позволил выявить организационно-педагогические условия реализации системы, такие как формирование образовательной среды вуза, интеграция участников образовательных отношений на идейном, целевом, содержательном и деятельностном уровнях, а также субъект-субъектное общение и взаимодействие, выстроенное на основе рефлексивно-ценностного диалога.

Каждая педагогическая система обеспечивается педагогическими ресурсами. В нашем эксперименте в качестве них использовались: образовательное текстовое пространство, учебно-методические комплексы вузовских дисциплин, совокупность психолого-педагогических методов и рефлексивная диагностика уровней сформированности профессиональных идеалов. Проведенный эксперимент позволил выявить критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных идеалов, а также обосновать актуальность данной проблемы, поскольку предмет исследования является не только действенным мотивом самосовершенствования, но и показателем профессиональной устойчивости личности, направленной на творческое преобразование себя и своей профессии.

Список литературы:

  1. Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
  2. Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор / Л. Берталанфи // Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. М.: Изд-во «Прогресс», 1969. С. 23-83. 
  3. Гришанова З. И. О нравственных идеалах старшеклассников / З. И. Гришанова. Кишинев: Штиинца, 1979. 118 с.
  4. Давидович В. Е. Теория идеала / В. Е. Давидович. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1983. 184 с. 
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 c.
  6. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. 17 с.
  7. Никитина Н. И. Профессиональное самовоспитание будущих социальных педагогов в системе непрерывного образования: дисс. докт. пед. наук / Н. И. Никитина. М., 2004. 328 с.
  8. Осипов П. Н. Диагностика самовоспитания учащихся: методические рекомендации / П. Н. Осипов. М.: АПН СССР, 1991. 103 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 51.04.03 Социально-культурная деятельность (уровень магистратуры). URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7960/%D1%8...
  10. Фролова С. Л. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» и его роль в формировании профессионального идеала студентов / С. Л. Фролова // Русский язык в школе. 2009. № 8. С. 69-73. 
  11. Фролова С. Л. Об интеграции компетентностного и идеалоориентированного подходов к высшему образованию / С. Л. Фролова // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 39-41.
  12. Шумская Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации: дисс. докт. психол. наук / Л. И. Шумская. Минск, 2005. 363 с. 
  13. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. об-во России, 2002. 94 с.