Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №4

Название: 
Метасюжет возвращения в поэзии Ивана Жданова


Об авторах:

Чижов Николай Сергеевич, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; n.s.chizhov@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-7636-0780

Комаров Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, профессор, кафедра языкознания и литературоведения, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; vitmark14@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4506-4027

Аннотация:

Целью исследования является определение особенностей функционирования метасюжета возвращения как инвариантной модели лирической событийности в текстах И. Жданова. В статье обосновывается актуальность изучения поэтики и аксиологии творчества классических и неклассических поэтов с точки зрения выявления ведущего метасюжета, воплощенного через систему базовых мотивов в основном корпусе их стихотворных текстов. Устанавливается, что смысловой потенциал метасюжета в поэзии автора книги «Воздух и ветер» определяется проекцией на христианскую (притчевый сюжет о блудном сыне), античную (миф об Одиссее) и ритуально-обрядовую традиции. В основе последней лежит миф о вечном возвращении и переходный обряд инициации, согласно которому адепт проходит ритуальный путь духовного становления, включающий фазу символического умирания и возрождения (возвращения).

В работе доказывается, что данные культурные контексты в творчестве поэта наделяются новой семантикой, становятся у ждановского человека знаками возвращения как духовного преодоления индивидуалистской обособленности от других людей, оторванности от Бога и отчужденности от природного мира в процессе мистериального преображения бытия. В статье фиксируется воплощение метасюжета возвращения, во-первых, на уровне отдельных мотивов, частотно распределенных в стихотворных текстах автора, во-вторых, в отдельных текстах, в которых выявляется один из элементов метасюжета, в-третьих, на уровне текста или группы текстов, где в поэтических образах конкретизируется полная или редуцированная метасюжетная модель.

Исследователями делается вывод, что стремление к духовному обновлению человеческого сознания и восстановлению первоначального единства людей и целостности мира выступает искомой доминантой художественного мышления И. Жданова, определяющей появление метасюжета возвращения в его творчестве.

Список литературы:

  1. Аверинцев С. С. Архетипы / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. М.: Cоветская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 111. 
  2. Антоний Сурожский. Притча о блудном сыне. URL: http://www.pravoslavie.ru/2108.html
  3. Дашевская О. А. Мифотворчество В. Соловьева и «соловьевский текст» в поэзии ХХ века / О. А. Дашевская. Томск: Изд-во Том.ун-та, 2005. 150 с. 
  4. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / С. А. Есенин. М.: Художественная литература, 1976. 317 с. 
  5. Жданов И. Диалог-комментарий пятнадцати стихотворений Ивана Жданова / И. Жданов, М. Шатуновский. М.: Издательство Университета истории культур, 1998. 88 с. 
  6. Жданов И. Ф. Воздух и ветер. Сочинения и фотографии / И. Ф. Жданов. М.: Наука, 2005. 176 с. 
  7. Зайцева О. Н. Возможна ли национальная метафизическая картина мира? (В. Распутин и современная поэзия) / О. Н. Зайцева // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. М.; Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2008. Вып. 16: Мир и слово В. Распутина: Междунар. науч. конф., посвященная 70-летию В. Г. Распутина. С. 46-57. 
  8. Зырянов О. В. Инвариантный сюжет преображения в русской лирике (Пушкин — Тютчев — Лермонтов) / О. В. Зырянов // Русская классическая словесность в этноконфессиональной перспективе. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 45-65. 
  9. Левин Ю. И. Инвариантный сюжет лирики Тютчева / Ю. И. Левин; под общ. ред. Ю. М. Лотмана // Тютчевский сборник: Статьи о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева. Таллинн: Ээсти раамат, 1990. С. 142-206. 
  10. Левинтон Г. А. Инициация и мифы / Г. А. Левинтон // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. М.: Cоветская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 543-544. 
  11. Лейдерман Н. Л. Метасюжет книги лирики как явление стиля (О. Мандельштам «Камень») / Н. Л. Лейдерман // XX век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900-1930 гг.). Екатеринбург: Изд-во Урал. лицея, 1994. С. 86-102. 
  12. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. М.: Издательский центр «Академия», 2003. Т. 2: 1968-1990. 688 с. 
  13. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах / Е. М. Мелетинский. М.: Изд-во РГГУ, 1994. 136 с. 
  14. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1989. 924 с. 
  15. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова // Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 1216-1220. 
  16. Радь Э. А. История «Блудного сына» в русской литературе: модификации архетипического сюжета в движении эпох: автореф. док. филол. наук / Э. А. Радь. Саратов, 2014. 45 с. 
  17. Рыбальченко Т. Л. Ситуация возвращения в сюжетах русской реалистической прозы 1950-1990-х гг. / Т. Л. Рыбальченко // Вестник Томского государственного университета. Филология. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. № 1. С. 58-82. 
  18. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание / Ответ. ред. Е. К. Ромодановской. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. 144 с. 
  19. Тюпа В. И. Парадигмальный археосюжет в текстах Пушкина / В. И. Тюпа // Ars interpretandi. Сборник статей к 75-летию профессора Ю. Н. Чумакова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. С. 108-120. 
  20. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде; пер. с англ. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5855894/ 
  21. Элиаде М. Инициация: общий обзор / М. Элиаде; пер. с англ. и прим. И. С. Анофриев. URL: http://religious-life.ru/