Выпуск:
2016. Том 2. №4Об авторах:
Сайдали Имомзода Мухаммадюсуф, академик, доктор филологических наук, профессор-консультант кафедры мировой литературы, Российско-Таджикский (славянский) университет (г. Душанбе); rtsu-1996@mail.ruАннотация:
В статье рассматриваются «восточные» повести Ф. В. Булгарина, связанные с образом правителя и рассуждениями о принципах управления государством: «Правосудие и заслуга» (Восточная сказка), «Закон и совесть» (Восточное сказание), «Милость и правосудие» (Восточная повесть), в которых автор решает общественно-политическую дилемму — милость и правосудие государя. Появление вышеназванным произведений было закономерным явлением. С одной стороны — влияние «восточной» повести, в которой большое внимание отводится взаимоотношениях людей, различающихся по положению в обществе, и говорится о государях, «озабоченных мыслию» о справедливом правлении и благоденствии подданных (напомним, что в просветительской восточной повести XVIII в. большое место отводилось пропагандированию идей просвещенного абсолютизма). С другой стороны — призыв, содержащийся в повестях Булгарина, к гражданскому служению и уважению к людям разных чинов и происхождений. В связи с тем, что сюжеты и идейное содержание повестей Булгарина вызывают ассоциации с «Книгой тысячи и одной ночи», «Гулистаном» и «Бустаном» Саади Ширази, а также пьесой А. С. Грибоедова «Горе от ума», в статье ставится вопрос о первоисточниках произведений Булгарина. Кроме того, выявлено, что проблема милости и правосудия, встречающаяся в произведениях Ф. Булгарина, противоположна точке зрения А. С. Пушкина. Правосудие и закон противопоставляются Булгариным милости государя, воспетой Пушкиным. Главной для «восточных» повестей Ф. В. Булгарина является идея конституционной монархии.
Ключевые слова:
Список литературы: