Организация работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности (на примере дисциплины «иностранный язык»)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №3

Название: 
Организация работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности (на примере дисциплины «иностранный язык»)


Об авторах:

Цаликова Ида Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания, Тюменский государственный университет; idusic@yandex.ru

Пахотина Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания, Тюменский государственный университет; pakhotinasv@yandex.ru

Аннотация:

В статье представлен опыт организации работы с детьми, имеющими высокий уровень образовательной потребности в изучении дисциплины «иностранный язык» в рамках сетевого взаимодействия педагогического вуза и учреждений общеобразовательной практики. Цель исследования — изучение возможных форм работы с детьми, которых отличает более быстрая реакция, высокая восприимчивость к новой информации, доминирующая познавательная потребность и радость от поиска знаний для реализации принципов практико-ориентированного обучения. Анализируются преимущества формата сетевой школы (организации занятий для учеников из разных школ, например, на уровне города) для педагогов, студентов педагогического вуза и учеников средних школ, позволяющего использовать разноуровневые задания, индивидуализировать и дифференцировать обучение (создавать индивидуальные образовательные маршруты), эффективно организовать практику иноязычного общения, получить адресную информационную поддержку и помощь для удовлетворения своих образовательных потребностей (что не всегда возможно в условиях обычной средней школы). Особое внимание уделено такой возможности сетевой школы как усиление научно-методического сопровождения научно-исследовательской работы обучающихся школ. Исследованы психологические преимущества такого подхода к организации занятий с детьми, имеющими особые образовательные потребности – рефлексия, опыт «полезного общения». Авторами анализируются преимущества работы с такими детьми для педагога, например, возможность использования заданий  повышенного уровня сложности и применения альтернативных техник и технологий обучения. В статье представлены возможные форматы подведения итогов занятий в таких группах и ряд методов, которые целесообразно использовать при работе с данной категорией обучающихся: метод сравнений, метод конструирования понятий, метод придумывания, метод ошибок и прием «пресс-конференция», особенно полезный для подготовки к устной части экзамена по иностранному языку. Это методы, которые редко используются в школе (это сложно сделать именно в силу разных познавательных потребностей, а, следовательно, и возможностей учеников класса), но они идеально подходят для работы в подобных мини-группах.

Список литературы:

  1. Ведерникова Л. В. Профессионально-личностное развитие будущего педагога / Л. В. Ведерникова // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 10. С. 39-42. 
  2. Ведерникова Л. В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования / Л. В. Ведерникова // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 75-78. 
  3. Ведерникова Л. В. Региональный аспект подготовки педагога в условиях сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательной практики / Л. В. Ведерникова // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 87-91. 
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2, 5 / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. 
  5. Компанеева Л. Г. Преподавание иностранных языков одаренным детям / Л. Г. Компанеева. URL: http://pn.pglu.ru 
  6. Малофеев Н. Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России / Н. Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001. С. 30-46. 
  7. Полат Е. С. Метод проектов на уроке иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10. 
  8. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург / А. И. Савенков. 2004. 
  9. Савенков А. И. Развитие детской одаренности в образовательной среде / А. И. Савенков // Развитие личности. 2002. № 3. С. 113-146. 
  10. Шилов С. П. О мотивации изучения непрофильных дисциплин у студентов профиля подготовки «Физкультурное образование» (на примере педагогического вуза среднего города) / С. П. Шилов, Л. В. Ведерникова, С. В. Пахотина, А. Г. Поливаев, И. К. Цаликова // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 143.