Выпуск:
2016. Том 2. №3Об авторе:
Блейх Надежда Оскаровна, доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы, факультет социологии и социальной работы, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (г. Владикавказ); nadezhda-blejjkh@mail.ruАннотация:
В статье на основе архивных и документальных материалов рассматриваются проблемы миссионерства на Северном Кавказе в сфере просветительской политики России XIX века. В работе задействовались историко-сравнительный, структурный и абстрактно-логический методы исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала.
Доказывается, что просветительская политика была направлена на вовлечение горских народов в капиталистические отношения и их приобщение к русской культуре посредством миссионерских организаций, таких как «Общество восстановления христианства на Кавказе», и отдельных деятелей из среды самих горцев (Гайоз Бараташвили, Даниил Чокадзе и др.). Проповедники не только просвещали горцев словом Божьем, но и вносили посильный вклад в дело образования нерусских народов, что являлось важным фактором в их культурном развитии. Параллельно они содействовали разработке письменности для горских этносов и учреждению для них школ, пусть и церковно-приходского порядка.
Результатами исследования стало осмысление того факта, что школьная политика Российской империи на ее окраинах была противоречивой, проводившейся без учета особенностей народного менталитета, игнорировавшей в обучении роли материнских языков, обычаев и традиций горцев. Но, несмотря на это, произошел прогресс в образовании горских народов. Они встали на путь своего духовного возрождения, а проповеднические организации сыграли большую роль в деле укрепления российско-кавказских связей и содействовали укреплению мировоззренческих позиций империи в борьбе с магометанством посредством просвещения.
В заключение автором делаются выводы о том, что миссионерские организации не возымели особого значения для иноверцев в плане христианизации, но объективно создали ситуацию возникновения учебных заведений светского характера, пусть и в соответствии с установлениями общероссийских требований к школьным программам и законотворческих кодексов о школе, которые в конечном итоге привели к появлению на Северном Кавказе образованных горцев.
Ключевые слова:
Список литературы: