Проблемы миссионерства на Северном Кавказе в контексте просветительской политики России (XIX век)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №3

Название: 
Проблемы миссионерства на Северном Кавказе в контексте просветительской политики России (XIX век)


Об авторе:

Блейх Надежда Оскаровна, доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы, факультет социологии и социальной работы, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (г. Владикавказ); nadezhda-blejjkh@mail.ru

Аннотация:

В статье на основе архивных и документальных материалов рассматриваются проблемы миссионерства на Северном Кавказе в сфере просветительской политики России XIX века. В работе задействовались историко-сравнительный, структурный и абстрактно-логический методы исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала.

Доказывается, что просветительская политика была направлена на вовлечение горских народов в капиталистические отношения и их приобщение к русской культуре посредством миссионерских организаций, таких как «Общество восстановления христианства на Кавказе», и отдельных деятелей из среды самих горцев (Гайоз Бараташвили, Даниил Чокадзе и др.). Проповедники не только просвещали горцев словом Божьем, но и вносили посильный вклад в дело образования нерусских народов, что являлось важным фактором в их культурном развитии. Параллельно они содействовали разработке письменности для горских этносов и учреждению для них школ, пусть и церковно-приходского порядка.

Результатами исследования стало осмысление того факта, что школьная политика Российской империи на ее окраинах была противоречивой, проводившейся без учета особенностей народного менталитета, игнорировавшей в обучении роли материнских языков, обычаев и традиций горцев. Но, несмотря на это, произошел прогресс в образовании горских народов. Они встали на путь своего духовного возрождения, а проповеднические организации сыграли большую роль в деле укрепления российско-кавказских связей и содействовали укреплению мировоззренческих позиций империи в борьбе с магометанством посредством просвещения.

В заключение автором делаются выводы о том, что миссионерские организации не возымели особого значения для иноверцев в плане христианизации, но объективно создали ситуацию возникновения учебных заведений светского характера, пусть и в соответствии с установлениями общероссийских требований к школьным программам и законотворческих кодексов о школе, которые в конечном итоге привели к появлению на Северном Кавказе образованных горцев.

Список литературы:

  1. Блейх Н. О. Специфика становления просветительской мысли у северокавказских народов в первой половине Х1Х века. Монография / Н. О. Блейх. Владикавказ, 2009. 265 с. 
  2. Гатагова Л. С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке / Л. С. Гатагова. М., 1993. 213 с. 
  3. Материалы по истории осетинского народа. Сборник документов. Орджоникидзе, 1938. Т. 2. 534 с. 
  4. Тогошвили Г. Д. Взаимоотношения осетинского и грузинского народов в XV-XX вв. / Г. Д. Тогошвили. Тбилиси, 1971. 213 с. 
  5. Тотоев М. С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии / М. С. Тотоев. Орджоникидзе, 1962. 313 с. 
  6. Центральный государственный архив Российской Федерации (ЦГА РФ). Ф. 1268. (Документы по школьному образованию нерусских народов). Оп . 19. Д. 177. Л. 31-33. 
  7. Центральный государственный архив Российской Федерации (ЦГА РФ). Ф. 173 (Канцелярия попечителя Кавказского учебного округа). Оп. 73. Д. 385. Л. 158. 
  8. Центральный государственный архив Российской Федерации (ЦГА РФ). Ф. 1263 (Отчеты начальника Терской области за 1881-1888 гг.). Оп. 2. Д. 5187. Л. 2-7, 325, 354.