Особенности профессиональной коммуникации авиадиспетчеров как основа для составления упражнений по профессионально-ориентированному английскому языку

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №3

Название: 
Особенности профессиональной коммуникации авиадиспетчеров как основа для составления упражнений по профессионально-ориентированному английскому языку


Об авторе:

Симантьева Ксения Леонидовна, аспирант кафедры иностранных языков и лингводидактики, Санкт-Петербургский государственный университет; xenia-moskovkina@yandex.ru

Аннотация:

Обучение будущих авиадиспетчеров английскому языку, на котором осуществляется радиообмен при управлении воздушным движением, строится в соответствии с документами, разработанными специалистами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Вместе с тем, при подготовке учебных материалов по английскому языку необходимо учитывать и психофизиологические характеристики их профессиональной коммуникации при ведении радиообмена. Эти характеристики не отражены в требованиях регламентирующих документов ИКАО к форме и содержанию языка, применяемого в условиях радиообмена, и почти не описаны в методической литературе. Соответственно, они не учитываются и при составлении упражнений для обучения будущих авиадиспетчеров профессионально ориентированному английскому языку. В данной статье излагаются результаты исследования особенностей профессиональной коммуникации будущих авиадиспетчеров, которые следует учитывать в процессе обучения. В ходе опроса, проведенного среди диспетчеров Санкт-Петербургского Центра обслуживания воздушного движения, наблюдения за их работой, а также анализа научной литературы по психологии профессиональной деятельности авиадиспетчеров была установлена группа факторов, влияющих на качество ведения радиообмена. К ним относятся: дефицит времени и недостаточность оперативной информации для принятия решения; низкое качество разборчивости связи из-за техногенных помех, языковых ошибок и акцента; фактор неожиданности, связанный с нестандартным развитием ситуации и/или диалога, что может создать стрессовую ситуацию для диспетчера. Делается вывод о том, что единственный путь преодоления воздействия негативных факторов на коммуникацию «пилот-диспетчер» заключается в формировании психофизиологической и коммуникативной готовности будущих авиадиспетчеров к радиообмену на основе упражнений, моделирующих специфические особенности реальной коммуникации. Предлагаются варианты подобных упражнений и принципы работы с ними.

Список литературы:

  1. Адрианова В. Е. О процессе принятия решения авиадиспетчером / В. Е. Адрианова // Проблемы инженерной психологии. Вып. II. Психологические и психофизиологические характеристики деятельности оператора. М.: Наука, 1979. С. 10-12. 
  2. Атрощенко В. А. Об особенностях психофизиологических функций диспетчеров УВД при воздействии физических нагрузок различной интенсивности / В. А. Атрощенко, Д. Н. Давиденко, А. Н. Холодовский // Методы синтеза рациональных процессов в системе УВД. Л.: ОЛАГА, 1982. С. 85-90. 
  3. Бондарева Л. В. Обучение курсантов авиационных вузов пониманию на слух радиотелефонной фразеологии. Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. В. Бондарева. Пятигорск: Пятигор. гос. лингвист. ун-т, 2007. 17 с. 
  4. Грязнова М. А. Совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции медицинских работников в контексте непрерывного образования (на материале английского языка). Автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Грязнова. СПб.: СПбГУ, 2012. 24 с.
  5. Денисов В. Г. Авиационная инженерная психология / В. Г. Денисов, В. Ф. Онищенко, А. В. Скрипец. М.: Машиностроение, 1983. 232 с. 
  6. Документ 9835. AN/453. Руководство по внедрению требованию ИКАО к владению языком. Издание 2. Международная организация гражданской авиации. Монреаль, 2010. 177 с. 
  7. Зыкова В. Н. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов судоводительских факультетов. Автореф. дис. канд. пед. наук / В. Н. Зыкова. СПб.: СПбГУ, 2002. 16 с. 
  8. Казимирчак В. В. Психологическая структура деятельности авиадиспетчера / В. В. Казимирчак // Проблемы инженерной психологии. Вып. II. Психологические и психофизиологические характеристики деятельности оператора. М.: Наука, 1979. С. 48-49. 
  9. Кмита Е. В. Методика обучения пилотов ведению радиообмена на международных воздушных трассах в условиях дефицита времени. Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Кмита. Киев: Национальный аграрный университет, 2005. 20 с. 
  10. Колегова И. А. Формирование иноязычной конвергентной компетенции студентов факультета журналистики. Автореф. дис. канд. пед. наук / И. А. Колегова. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 27 с. 
  11. Кузьмин В. М. О взаимосвязи параметров организации УВД в районе аэродрома и загруженности диспетчеров / В. М. Кузьмин // Методы синтеза рациональных процессов в системе УВД. Л.: ОЛАГА, 1982. С. 118-121. 
  12. Мальковская Т. А. Англо-русские соответствия в языковой структуре радиообмена в режиме общения пилот-авиадиспетчер. Автореф. дис. канд. филол. наук / Т. А. Мальковская. Пятигорск: Пятигор. гос. лингвист. ун-т, 2004. 18 с. 
  13. Онуфраш А. И. Методика оценки нервно-эмоционального напряжения членов экипажа по данным радиообмена / А. И. Онуфраш, Д. З. Генин. М.: НИИ ГА, 1978. 14 с. 
  14. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. 223 с. 
  15. Пронина О. П. Формирование диалогового мышления в профессиональном общении курсантов военного вуза. Автореф. дис. канд. пед. наук / О. П. Пронина. Краснодар: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств, 2005. 23 с. 
  16. Прохожай И. Н. Когнитивно-прагматические и психолингвистические особенности дискурса радиообмена при выполнении международных полетов. Автореф. дис. канд. филол. наук / И. Н. Прохожай. Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2011. 24 с. 
  17. Скалкин В. Л. Основы теории обучения устноречевой коммуникативной деятельности. Автореф. дис. докт. пед. наук / В. Л. Скалкин. М.: АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения, 1986. 36 с. 
  18. Щетинина Н. А. Коммуникативные особенности англоязычного дискурса радиообмена гражданской авиации (с участием пилота международных авиалиний). Автореф. дис. канд. филол. наук / Н. А. Щетинина. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. 19 с.