Выпуск:
2016. Том 2. №3Об авторе:
Симантьева Ксения Леонидовна, аспирант кафедры иностранных языков и лингводидактики, Санкт-Петербургский государственный университет; xenia-moskovkina@yandex.ruАннотация:
Обучение будущих авиадиспетчеров английскому языку, на котором осуществляется радиообмен при управлении воздушным движением, строится в соответствии с документами, разработанными специалистами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Вместе с тем, при подготовке учебных материалов по английскому языку необходимо учитывать и психофизиологические характеристики их профессиональной коммуникации при ведении радиообмена. Эти характеристики не отражены в требованиях регламентирующих документов ИКАО к форме и содержанию языка, применяемого в условиях радиообмена, и почти не описаны в методической литературе. Соответственно, они не учитываются и при составлении упражнений для обучения будущих авиадиспетчеров профессионально ориентированному английскому языку. В данной статье излагаются результаты исследования особенностей профессиональной коммуникации будущих авиадиспетчеров, которые следует учитывать в процессе обучения. В ходе опроса, проведенного среди диспетчеров Санкт-Петербургского Центра обслуживания воздушного движения, наблюдения за их работой, а также анализа научной литературы по психологии профессиональной деятельности авиадиспетчеров была установлена группа факторов, влияющих на качество ведения радиообмена. К ним относятся: дефицит времени и недостаточность оперативной информации для принятия решения; низкое качество разборчивости связи из-за техногенных помех, языковых ошибок и акцента; фактор неожиданности, связанный с нестандартным развитием ситуации и/или диалога, что может создать стрессовую ситуацию для диспетчера. Делается вывод о том, что единственный путь преодоления воздействия негативных факторов на коммуникацию «пилот-диспетчер» заключается в формировании психофизиологической и коммуникативной готовности будущих авиадиспетчеров к радиообмену на основе упражнений, моделирующих специфические особенности реальной коммуникации. Предлагаются варианты подобных упражнений и принципы работы с ними.
Ключевые слова:
Список литературы: