Выпуск:
2016. Том 2. №2Об авторе:
Козина Людмила Михайловна, старший преподаватель кафедры английского языка Тюменского государственного университета; lkozina@mail.ruАннотация:
Цель статьи — обосновать актуальность смыслообразовательных технологий для воспитательных целей и показать значение коммуникативно-речевых ситуаций для запуска смыслообразования при формировании поликультурности. Предложить технологию выстраивания коммуникативно-речевых ситуаций в межкультурном диалоге согласно процессу понимания с целью стимулирования смыслообразования и порождения индивидуальных смыслов, которая способствует формированию качеств поликультурности.
Методологической базой служит герменевтический подход, позволяющий выявить смыслообразовательные возможности межкультурного диалога для воспитания поликультурности на основе создания коммуникативно-речевых ситуаций.
В результате можно констатировать, что коммуникативно-речевые ситуации в межкультурном диалоге, организованные согласно этапам процесса понимания (анализ, интерпретация, рефлексия), делают возможным формирование таких качеств поликультурности, как уважительное отношение к другой культуре и эмпатийность, а также формируют гражданскую позицию и умение аргументировать свою точку зрения.
Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено определение коммуникативно-речевой ситуации как средства смыслообразования в межкультурном диалоге, результатом которого является рождение индивидуальных смыслов. Предложена структурная характеристика такой ситуации, включающая знания и умения, диалог как форму организации учебного процесса, смыслообразование и диалогические отношения. Коммуникативно-речевые ситуации классифицированы в зависимости от выполняемых функций — презентативно-интерпретативные, рефлексивно-эмпатийные и деятельностно-бытийные.
Практическая значимость состоит в том, что предлагается алгоритм создания коммуникативно- речевых ситуаций на занятиях согласно этапам процесса понимания, а также способы организации таких ситуаций с целью запуска механизма смыслообразования.
Ключевые слова:
Список литературы: