Смыслообразующая роль коммуникативно-речевой ситуации в межкультурном диалоге

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №2

Название: 
Смыслообразующая роль коммуникативно-речевой ситуации в межкультурном диалоге


Об авторе:

Козина Людмила Михайловна, старший преподаватель кафедры английского языка Тюменского государственного университета; lkozina@mail.ru

Аннотация:

Цель статьи — обосновать актуальность смыслообразовательных технологий для воспитательных целей и показать значение коммуникативно-речевых ситуаций для запуска смыслообразования при формировании поликультурности. Предложить технологию выстраивания коммуникативно-речевых ситуаций в межкультурном диалоге согласно процессу понимания с целью стимулирования смыслообразования и порождения индивидуальных смыслов, которая способствует формированию качеств поликультурности.

Методологической базой служит герменевтический подход, позволяющий выявить смыслообразовательные возможности межкультурного диалога для воспитания поликультурности на основе создания коммуникативно-речевых ситуаций.

В результате можно констатировать, что коммуникативно-речевые ситуации в межкультурном диалоге, организованные согласно этапам процесса понимания (анализ, интерпретация, рефлексия), делают возможным формирование таких качеств поликультурности, как уважительное отношение к другой культуре и эмпатийность, а также формируют гражданскую позицию и умение аргументировать свою точку зрения.

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено определение коммуникативно-речевой ситуации как средства смыслообразования в межкультурном диалоге, результатом которого является рождение индивидуальных смыслов. Предложена структурная характеристика такой ситуации, включающая знания и умения, диалог как форму организации учебного процесса, смыслообразование и диалогические отношения. Коммуникативно-речевые ситуации классифицированы в зависимости от выполняемых функций — презентативно-интерпретативные, рефлексивно-эмпатийные и деятельностно-бытийные.

Практическая значимость состоит в том, что предлагается алгоритм создания коммуникативно- речевых ситуаций на занятиях согласно этапам процесса понимания, а также способы организации таких ситуаций с целью запуска механизма смыслообразования.

Список литературы:

  1. Абрамова Е. А. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода: автореф. канд. дис. пед. наук / Е. А. Абрамова. М., 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/polikulturnoe-vospitanie-studentov-vuza-na-osnove-sistemnogo-podkho... 
  2. Белова С. В. Текстуально-диалогический принцип в проектировании гуманитарного образования. автореф. дис. док. пед. наук / С. В. Белова. Волгоград, 2006. URL: http://www.dissercat.com/content/tekstualno-dialogicheskii-printsip-v-proektirovanii-gumanitarnogo-o... 
  3. Белякова Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: монография / Е. Г. Белякова. Тюмень: Тюменский государственный университет. 2008. С. 207. 
  4. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1985. 64 с. 
  5. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н. И. Гез. М.: Высшая школа, 1982. 373 с. 
  6. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг / А. Ф. Закирова. М.: ВЛАДОС. 2011. 272 с. 
  7. Зинченко В. П. Работа понимания / В. П. Зинченко // Психологическая наука и образование. 1997. № 3. С. 42-52. 
  8. Карягина Ю. А. Воспитание поликультурности подростка в образовательном процессе. автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. А. Карягина. Оренбург, 2007. С. 224. URL: http://www.dissercat.com/content/vospitanie-polikulturnosti-podrostka-v-obrazovatelnom-protsesse 
  9. Копылова Е. А. Диалоговые стратегии как фактор смыслообразования в диалогическом взаимодействии / Е. А. Копылова // Образование и наука. 2011. № 1(80). 
  10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл. 1999. 
  11. Маслоу А. Х. Мотивация и личность / А. Х. Маслоу; 2-е изд., пер. А. М. Татлыбаевой. N.Y.; Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. URL: http://psylib.ukrweb.net/books/masla01/