Развитие информационных компетентностей обучающихся (на примере студентов экономических вузов и школьников общеобразовательных учреждений)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №2

Название: 
Развитие информационных компетентностей обучающихся (на примере студентов экономических вузов и школьников общеобразовательных учреждений)


Об авторах:

Казначеева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Лаборатория развития воспитания и социализации детей, Российская академия образования; ippdrao@yandex.ru

Шубина Эльвира Леонидовна, доктор филологических наук, профессор, кафедра немецкого языка, МГИМО (У) МИД России; elvira2571@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматривается процесс развития информационных компетентностей студентов и учащихся общеобразовательной школы, представляются результаты исследований данного процесса, возможные условия по его совершенствованию. Сделан вывод о необходимости развития информационных компетентностей обучающихся в интегративной связи с развитием других личностных и социальных компетентностей, в том числе относящихся к ценностной сфере личности. Даны примеры изучения студентами экономических вузов различных тем с использованием информационно-коммуникационных технологий, представлен конкретный педагогический материал по их использованию на уроках в общеобразовательной школе (на примере изучения русской литературы). Показано, что актуализация визуального восприятия обучающимися информации ведет к повышению мотивации на приобретение новых знаний и освоению новых компетентностей.

Список литературы:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. М.: Академия, 1999. 
  2. Вагнер И. В. Экология детства и воспитание в контексте культуры глобального общества / И. В. Вагнер // Вестник Международной академии наук (Русская секция), 2015. № 1. С. 31-35. 
  3. Голубева Н. А. Информационная социализация: психологический подход / Н. А. Голубева, Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования. 2011. № 6(20). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/579-golubeva-marsinkovskaya20.html 
  4. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер; пер. с англ. М.: АСТ, 2008. 560 с. 
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). URL: http://mag.sseu.ru/index.php?catid=6:2011-05-16-21-39-24&id=14:050100fgos&option=com_content&view=ar... 
  6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. 
  7. Шубина Э. Л. Воспитательная и образовательная ценность художественных произведений при обучении межкультурному профессиональному общению (на материале английского и немецкого языков) / Э. Л. Шубина, Е. В. Кузьмина // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 9. С. 46-53.