Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №2

Название: 
Эгофутурналия Сергея Сигея


Об авторах:

Земова Елена Александровна, cоискатель степени кандидата филологических наук, Тюменский государственный университет; elenazemova@gmail.com

Дворцова Наталья Петровна, доктор филологических наук, профессор, Тюменский государственный университет;  n.p.dvorcova@utmn.ru

Аннотация:

Полиграфические эксперименты футуристов начала ХХ в. становятся все популярнее у современных читателей, почитателей русского авангарда. Толчком, импульсом этому послужили персональные выставки художников авангардного направления (футуристическая книга здесь — в контексте всего творчества мастера, как способ полнее познакомиться с творчеством), собственно выставки футуристической книги Серебряного века как явления, экспозиции современной авторской книги, где футуристические издания рассматривались как этап в формировании образа книги художника. Сегодня немалую роль в популяризации и  «открытии миру» футуристической книги играют электронные каталоги библиотек, различные интернет-площадки о дизайне, где пользователи могут получить свободный доступ к оцифрованным образцам и вести обсуждение.

Типология современных проектов футуристической книги, которые являются объектом нашего изучения, созвучна типологии футуристических изданий начала ХХ в. (литографированные и печатные книги). Футуристическую книгу возможно воспроизвести факсимильно, но можно пойти и другим, более трудным по интеллектуальным затратам, путем (факсимильный же способ труден и затратен технически). В статье будет рассмотрен «рукодельный» способ воссоздания футуристической книги.

Этот способ становится наиболее актуальным в постмодернистской парадигме, т. к. позволяет через интерстекстуальность высказать в полной мере отношение издателя к публикуемому материалу. В доказательство того, что издатель-составитель в полной мере включается в игру со смыслами и, как следствие, с читателями, в статье проанализирована книга Василиска Гнедова «Эгофутурналия без смертного колпака», составленная и оформленная современным авангардистским поэтом и теоретиком авангарда Сергеем Сигеем. Прибегая к различным приемам верстки и дизайна (разнообразные гарнитуры, кегль, цвет, фрагменты иллюстраций), сопровождая текст автора своими комментариями и примечаниями, он в полной мере высказывает свое отношение к издаваемому материалу, создавая, подобно тексту в тексте, книгу в книге, таким образом становясь полноправным соавтором издания.

Список литературы:

  1. Антология // Футурум АРТ. URL: http://futurum-art.ru/autors/sigey.php 
  2. Гнедов В. Смерть искусству / В. Гнедов. Спб.: Свое издательство, 2014. 8 с. 
  3. Гнедов В. Эгофутурналия без смертного колпака / В. Гнедов. Ейск: Меотида, 1991. 24 с. 
  4. Ковтун Е. Русская футуристическая книга / Е. Ковтун. М.: Книга, 1989. 248 с. 
  5. Крусанов А. В. Боевое десятилетие. Русский авангард 1907-1932. Т. 1. Кн. 1 / А. В. Крусанов. СПб.: НЛО, 2010. 770 с. 
  6. Маринетти Ф. Т. Первый манифест футуризма / Ф. Т. Маринетти // Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы. М.: Прогресс, 1986. С. 158-162. 
  7. Марков В. История русского футуризма / В. Марков. СПб.: Алетейя, 2000. 438 с. 
  8. Орлицкий Ю. Стих и проза в русской литературе / Ю. Орлицкий. М.: РГГУ, 2002. 688 c. 
  9. Павловец М. Pars pro toto: Место «Поэмы конца» в структуре книги Василиска Гнедова «Смерть искусству» / М. Павловец // Toronto Slavic Quarterly. URL: http//sites.utoronto.ca/tgs/27/pavlovec27.shtml 
  10. Поляков В. Книги русского кубофутуризма / В. Поляков. М.: Гилея, 2007. 550 с. 
  11. Пяст В. Встречи / В. Пяст. М.: НЛО, 1997. 416 c. 
  12. Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. В 2 т. Т. 1 / Н. И. Харджиев. М.: RA, 1997. 391 с.