Выпуск:
2016. Том 2. №2Об авторах:
Земова Елена Александровна, cоискатель степени кандидата филологических наук, Тюменский государственный университет; elenazemova@gmail.comАннотация:
Полиграфические эксперименты футуристов начала ХХ в. становятся все популярнее у современных читателей, почитателей русского авангарда. Толчком, импульсом этому послужили персональные выставки художников авангардного направления (футуристическая книга здесь — в контексте всего творчества мастера, как способ полнее познакомиться с творчеством), собственно выставки футуристической книги Серебряного века как явления, экспозиции современной авторской книги, где футуристические издания рассматривались как этап в формировании образа книги художника. Сегодня немалую роль в популяризации и «открытии миру» футуристической книги играют электронные каталоги библиотек, различные интернет-площадки о дизайне, где пользователи могут получить свободный доступ к оцифрованным образцам и вести обсуждение.
Типология современных проектов футуристической книги, которые являются объектом нашего изучения, созвучна типологии футуристических изданий начала ХХ в. (литографированные и печатные книги). Футуристическую книгу возможно воспроизвести факсимильно, но можно пойти и другим, более трудным по интеллектуальным затратам, путем (факсимильный же способ труден и затратен технически). В статье будет рассмотрен «рукодельный» способ воссоздания футуристической книги.
Этот способ становится наиболее актуальным в постмодернистской парадигме, т. к. позволяет через интерстекстуальность высказать в полной мере отношение издателя к публикуемому материалу. В доказательство того, что издатель-составитель в полной мере включается в игру со смыслами и, как следствие, с читателями, в статье проанализирована книга Василиска Гнедова «Эгофутурналия без смертного колпака», составленная и оформленная современным авангардистским поэтом и теоретиком авангарда Сергеем Сигеем. Прибегая к различным приемам верстки и дизайна (разнообразные гарнитуры, кегль, цвет, фрагменты иллюстраций), сопровождая текст автора своими комментариями и примечаниями, он в полной мере высказывает свое отношение к издаваемому материалу, создавая, подобно тексту в тексте, книгу в книге, таким образом становясь полноправным соавтором издания.
Ключевые слова:
Список литературы: