Развитие гуманитарной культуры в процессе формирования научных понятий у студентов педагогических специальностей

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Развитие гуманитарной культуры в процессе формирования научных понятий у студентов педагогических специальностей


Об авторе:

Жеглова Ольга Александровна, соискатель академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований; старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации гуманитарных направлений, Тюменский государственный университет; jeglovaa@inbox.ru

Аннотация:

Целью статьи является представление процедуры и результатов опытно-эксперимен-тальной работы по развитию гуманитарной культуры будущих педагогов с задействованием механизмов осмысленной концептуализации педагогического знания. Автором доказана целесообразность обращения к научному понятию педагогики как элементу содержания обучения и построения на его основе лингвоконцепта, который в этом случае рассматривается как способ структурирования учебного материала с целью развития гуманитарной культуры студентов педагогических специальностей. 
Автор раскрывает потенциал исследовательских методов смежных с педагогикой наук — герменевтики, лингвокультурологии, психолингвистики применительно к процессу обучения будущих учителей. Разработаны направления успешного развития гуманитарной культуры в процессе формирования научных понятий у будущих педагогов: представление лингвоконцептов, сформированных на основе научных понятий педагогики в качестве инвариантов содержания предметов гуманитарного цикла; соблюдение предложенных автором принципов отбора содержания обучения; систематизация содержания обучения с учетом лингвоконцептов; наложение учебных текстов из разножанровых источников (научных, публицистических, художественно-эстетических) на культурный опыт субъектов образования. 
Полученные результаты исследования и разработанная процедура развития гуманитарной культуры могут быть использованы в преподавании психолого-педагогических и гуманитарных дисциплин на всех ступенях образования.

Список литературы:

  1. Аскольдов С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность от теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. 320 c. 
  2. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72. 
  3. Загвязинский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении / В. И. Загвязинский. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 118 с. 
  4. Закирова А. Ф. Герменевтика педагогического текста: теория и практика: монография / А. Ф. Закирова, Н. С. Буйко. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 244 с. 
  5. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг…Концепция педагогической герменевтики: монография / А. Ф. Закирова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. 272 с. 
  6. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с. 
  7. Кубрякова Е. С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии / Е. С. Кубрякова // Реальность, язык и сознание: междунар. сборник научных трудов. Тамбов, 2002. С. 5-15. 
  8. Леонтьев Д. А. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 299-332. 
  9. Майкова О. И. Педагогические условия продуктивного освоения точных и естественных наук учащимися с гуманитарным стилем мышления: дис. канд. пед. наук / О. И. Майкова. Тюмень, 2008. 28 с. 
  10.  Плетяго Т. Ю. Совершенствование читательской компетентности студентов вуза на основе развивающего потенциала межкультурной коммуникации: автореф. дис. канд.пед. наук / Т. Ю. Плетяго. Тюмень, 2013. 25 с. 
  11.  Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с. 
  12.  Шулер И. В. Читательская культура личности в условиях информационной среды: автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Шулер. Тюмень, 2011. 23 с.