Содержание языкового развития личности в компетентностной модели общего образования

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Содержание языкового развития личности в компетентностной модели общего образования


Об авторе:

Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, ГАОУ дополнительного профессионального образования специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»; elena_mayak_@mail.ru

Аннотация:

В статье проводится сравнительный анализ двух образовательных стратегий в современной системе общего образования — обучения языку как предмету и общеязыкового развития личности. В качестве оснований для сравнения выступают цель, концептуальные подходы, содержание, система компетенций. 
Доказывается, что содержание языкового развития личности значительно шире и многообразней, чем содержание обучения русскому языку как учебной дисциплине и средству обучения в других предметных областях: оно имеет системообразующее значение в ценностно-смысловом становлении личности и реализуется на иной методологической платформе — лингвокультурологической, синтезирующей гуманитарное и естественнонаучное содержание и обеспечивающей опосредованное рефлексивное постижение школьником культурных основ человечества. 
Представлена концепция содержания языкового развития личности, апробированная в экспериментальной деятельности школ Тюменской области. Определены компоненты содержания, принципы отбора, освоения и интеграции, механизмы реализации в урочной и внеурочной деятельности, программное обеспечение и результаты его усвоения в виде системы компетенций обучающегося как языковой личности. Реализация концепции языкового развития личности обеспечит условия для самоактуализации, самосозидания и успешной социализации школьника.

Список литературы:

  1. Болотнов А. В. Информационное поле и его типы в медиакоммуникации: лингвистический аспект / А. В. Болотнов // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 9(162). С. 28-33. 
  2. Володина Е. Н. Языковое развитие личности в системе общего образования: проблемы и некоторые пути их решения / Е. Н. Володина // Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2014. № 9. С. 101-113. 
  3. Володина Е. Н. Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе / Е. Н. Володина // Образование и наука. 2015. № 4(123). Екатеринбург. С. 114-130. 
  4. Володина Е. Н. Предметная специфика как фактор развития языковой личности в системе общего образования / Е. Н. Володина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск. 2015. № 4(22). С. 96-104. 
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский; 5 изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 
  6. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. М., 1984. 
  7. Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О. Е. Дроздова. М.: Просвещение, 2013. 318 с. 
  8. Загвязинский В. И. Личностность педагога и перспективы развития отечественного образования / В. И. Загвязинский // Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Тюмень. 2015. Том 1. № 1(1). С. 145-153. 
  9. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность) / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001. 392 с. 
  10. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история / Ю. М. Лотман. М., 1999. 
  11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/ 
  12.  Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html 
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru 
  14. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. М., 1974.