Об авторе:
Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, ГАОУ дополнительного профессионального образования специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»;
elena_mayak_@mail.ru
Аннотация:
В статье проводится сравнительный анализ двух образовательных стратегий в современной системе общего образования — обучения языку как предмету и общеязыкового развития личности. В качестве оснований для сравнения выступают цель, концептуальные подходы, содержание, система компетенций.
Доказывается, что содержание языкового развития личности значительно шире и многообразней, чем содержание обучения русскому языку как учебной дисциплине и средству обучения в других предметных областях: оно имеет системообразующее значение в ценностно-смысловом становлении личности и реализуется на иной методологической платформе — лингвокультурологической, синтезирующей гуманитарное и естественнонаучное содержание и обеспечивающей опосредованное рефлексивное постижение школьником культурных основ человечества.
Представлена концепция содержания языкового развития личности, апробированная в экспериментальной деятельности школ Тюменской области. Определены компоненты содержания, принципы отбора, освоения и интеграции, механизмы реализации в урочной и внеурочной деятельности, программное обеспечение и результаты его усвоения в виде системы компетенций обучающегося как языковой личности. Реализация концепции языкового развития личности обеспечит условия для самоактуализации, самосозидания и успешной социализации школьника.