Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
К построению целостного образа педагогической реальности


Об авторе:

Сериков Владислав Владиславович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой управления педагогическими системами, профессор кафедры социальной работы, директор Института личностно-ориентированного образования, заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО (г. Волгоград); vvs@vspu.ru

Аннотация:

В статье дается критический анализ традиционной модели целостного подхода к проектированию педагогических систем. Автор показывает, что большинство педагогических исследований, посвященных проблеме обоснования и проектирования целостного педагогического процесса, выполнено в рамках марксистско-гегелевской интерпретации целостного подхода, для которой характерно естественнонаучное понимание. Последнее обусловило перенос в область педагогических исследований положений о системах, их интегративных свойствах, структурах и генезисе, которые основывались на выводах естественных наук и не соответствовали гуманитарной (постнеклассической) парадигме познания. 
В статье объясняется необходимость разработки собственно педагогического инструментария познания целостности педагогического процесса, которая не позволяла бы редуцировать целостность образования к его составным частям — усвоению предметных знаний, прагматических образцов поведения, фрагментов культурной реальности. Многообразию частных направлений образования необходимо противопоставить целостный подход, который ориентировался бы на целостную личность ребенка. 
Главный вывод статьи — обоснование методологических регулятивов построения современной стратегии системно-целостного подхода к исследованию и проектированию педагогической реальности.

Список литературы:

  1. Бермус А. Г. Введение в гуманитарную методологию: научная монография / А. Г. Бермус. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. С. 200. 
  2. Вульф К. Антропология воспитания / К. Вульф. М.: Праксис, 2012. 299 с. 
  3. Гуманитарные ориентиры современного образования: коллективная монография, Волгоград: Перемена, 2015. 328 с. 
  4. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг. Концепция педагогической герменевтики: монография / А. Ф. Закирова, М.: Владос, 2011. 272 с. 
  5. Краснова Л. А. Образ современного научного знания в школьном обучении: постнеклассическая модель / Л. А. Краснова // Отечественная и зарубежная педагогика, № 5(8). 2012. С. 127 
  6. Лиепень Э. Категориальные ориентации познания / Э. Лиепень. Рига, 1989, С. 21. 
  7. Мамардашвили М. К. Мой опыт нетипичен / М. К. Мамардашвили. СПб., 2000, 400 с. 
  8. Сергеев Н. К. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе / Н. К. Сергеев, В. В. Сериков. М.: Логос, 2013. С. 181. 
  9. Сергеев Н. К. Диссертация по педагогике: проблемы науки и нравственности / Н. К. Сергеев, В. В. Сериков // Педагогика. 2014. № 4. С. 71-81. 
  10. Serikov V. V., Loktyushina E. A. and Pichugina V. K. (2014), Language Competence in a Puzzle of Modern Russian Vocational Education. International Education Stadies, vol. 8, no. 1. http://dx.doi.org/10.5539/ 
  11. Serikov V., Pichugina V. and Saurenko N. (2015), Project Approach as the Methodology of Constructing the Content and Technology of University Education. Procedia — Social and Behavioral Sciences, no. 214, pp. 399-406. www.sciencedirect.com (http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.686)