Об авторах:
Левченко Алена Михайловна, соискатель на степень кандидата искусствоведения, аспирант Тюменского государственного института культуры;
alena_zorina@bk.ruЯрков Александр Павлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий Региональной лабораторией изучения этноконфессиональных отношений и проведения социокультурных экспертиз Тюменского государственного университета;
ayarkov@rambler.ru
Аннотация:
Настоящая статья посвящена исследованию иконографии местночтимого образа Абалакской иконы Божией Матери «Знамение» и освещению ценностного аспекта с точки зрения культурного пространства и общественной жизни России.
Целями исследования являются выявление культурных связей изобразительной культуры Сибири с раннехристианской, московской и новгородской традициями, а также систематизация фактов об историко-культурной значимости предмета исследования.
Исторически проблема исследования охватывает временные периоды с ХVII до начала ХХ в. В работе применяется описание, сравнительный и структурный анализ.
Материалы о написании и почитании первообраза были собраны А. И. Сулоцким, Д. А. Ровинским, Н. А. Абрамовым, И. А. Мануйловой, М. Н. Софроновой, Н. В. Казариновой, Т. А. Крючковой и др.
Актуальность исследования, связанного с поиском пропавшего в XX в. первообраза, обусловлена тем, что существуют противоречивые и неясные оценки версий, разрозненность сведений, малоизученность проблемы в культурологическом направлении.
Авторами выявлены и систематизированы исторические данные о почитании образа, его роли в культурной жизни Сибири и России, приведена гипотеза об ином иконографическом происхождении, выявлена историческая связь иконы с выдающимися событиями и личностями русской истории.