Формирование информационно-коммуникативной компетентности как условие практикоориентированной исследовательской деятельности педагогов

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Формирование информационно-коммуникативной компетентности как условие практикоориентированной исследовательской деятельности педагогов


Об авторе:

Мелихова Анастасия Андреевна, аспирант Академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, a.melikhova@inbox.ru

Аннотация:

В статье обосновывается потребность развития исследовательской деятельности у современных специалистов, которая должна быть в основе практикоориентированной подготовки в многоуровневом российском педагогическом образовании. При этом условием развития исследовательской культуры, согласно современным требованиям, может быть формирование информационно-коммуникативной компетентности, которая в авторской трактовке представляет собой способность понимания и развития гуманитарных смыслов предметной информации в общении и профессиональной деятельности. В основе методологии данного исследования лежат: компетентностный подход (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) социально-личностный подход (В. И. Загвязинский), семиосоциопсихологическая теория (Т. М. Дридзе), основы педагогической герменевтики (А. Ф. Закирова), закономерности смыслообразования (Е. Г. Белякова), знаково-контекстное обучение (А. А. Вербицкий). Процесс формирования информационно-коммуникативной компетентности рассмотрен на примере подготовки педагогов, поскольку инновационный потенциал у обучающихся гуманитарной, естественнонаучной и инженерной областей не может быть заложен, если преподаватели вуза и школьные учителя сами не будут владеть исследовательской культурой и транслировать ее другим. Технология формирования информационно-коммуникативной компетентности основана на механизме интеграции профессионального и гуманитарного контекста средствами текстовой деятельности как осмысленной работы с текстами  в условиях диалога и выстроена в логике определенных этапов ее освоения: мотивация и актуализация субъектного опыта; осмысление предметного содержания текста; интерпретация гуманитарного контекста; смысловое обобщение полученного опыта. При этом через текстовую деятельность формируются способности работать с информацией, используя диалог, групповое взаимодействие, что позволяет проникнуть в содержание предметных текстов, выйти к гуманитарным смыслам профессиональной деятельности и обеспечивает подготовку к реальной практической деятельности.

Список литературы:

  1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах /М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60. 
  2. Белякова Е. Г. Содержательные аспекты современной практикоориентированной подготовки студентов — будущих педагогов / Е. Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 9. С. 25-34. 
  3. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования / В. А. Болотов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С.32-40. 
  4. Дискуссионная группа преподавателей в социальной сети // ВКонтакте. URL: http://vk.com/club40181478
  5. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития / В. И. Загвязинский, Л. Д. Плотников, Л. М. Волосникова // Образование и наука. 2013. № 4. С. 3-18. 
  6. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога / В. И. Загвязинский. М.: ИЦ «Академия», 2010. 176 с. 
  7. Закирова А. Ф. Методы педагогической герменевтики как средство гуманитаризации педагогического знания / А. Ф. Закирова // Образование и наука. 2009. № 1. С. 3-13. 
  8. Концепция развития педагогического образования в Тюменском государственном университете // utmn.ru. URL: http://www.utmn.ru/presse/kalendar/95430
  9. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Психологическая наука и образование. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml
  10.  Профессиональный стандарт педагога. 2013 // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
  11.  Результаты России в международных исследованиях качества школьного образования // Российская академия образования. Москва, 2014. URL: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=attach&type=blogentry&id=27304
  12.  Шафранов-Куцев Г. Ф. О современной модели подготовки педагога в структуре университетского комплекса / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 35-41. 
  13.  Blömeke S., Kaiser G. Theoretical Framework, Study Design and Main Results of TEDS-M. International Perspectives on Teacher Knowledge, Beliefs and Opportunities to Learn. URL: http://www.springer.com/cda/content/document/cda_downloaddocument/9789400764361-c2.pdf?SGWID=0-0-45-... 
  14.  PIRLS 2011 International Results in Reading / I. V. S. Mullis, O. M. Martin, P. Foy, K. T. Drucker // TIMSS & PIRLS International Study Center, Lynch School of Education. USA: MA, Boston College Chestnut Hill, 2012. 364 p. URL: http://timssandpirls.bc.edu/pirls2011/downloads/P11_IR_FullBook.pdf 
  15.  PISA 2012 Results in Focus: “What 15-year-olds Know and What They Can Do with What They Know”. Paris: OECD. 44 р. URL: http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-overview.pdf.