Выпуск:
2015. Том 1. №4(4)Об авторе:
Мелихова Анастасия Андреевна, аспирант Академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, a.melikhova@inbox.ruАннотация:
В статье обосновывается потребность развития исследовательской деятельности у современных специалистов, которая должна быть в основе практикоориентированной подготовки в многоуровневом российском педагогическом образовании. При этом условием развития исследовательской культуры, согласно современным требованиям, может быть формирование информационно-коммуникативной компетентности, которая в авторской трактовке представляет собой способность понимания и развития гуманитарных смыслов предметной информации в общении и профессиональной деятельности. В основе методологии данного исследования лежат: компетентностный подход (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) социально-личностный подход (В. И. Загвязинский), семиосоциопсихологическая теория (Т. М. Дридзе), основы педагогической герменевтики (А. Ф. Закирова), закономерности смыслообразования (Е. Г. Белякова), знаково-контекстное обучение (А. А. Вербицкий). Процесс формирования информационно-коммуникативной компетентности рассмотрен на примере подготовки педагогов, поскольку инновационный потенциал у обучающихся гуманитарной, естественнонаучной и инженерной областей не может быть заложен, если преподаватели вуза и школьные учителя сами не будут владеть исследовательской культурой и транслировать ее другим. Технология формирования информационно-коммуникативной компетентности основана на механизме интеграции профессионального и гуманитарного контекста средствами текстовой деятельности как осмысленной работы с текстами в условиях диалога и выстроена в логике определенных этапов ее освоения: мотивация и актуализация субъектного опыта; осмысление предметного содержания текста; интерпретация гуманитарного контекста; смысловое обобщение полученного опыта. При этом через текстовую деятельность формируются способности работать с информацией, используя диалог, групповое взаимодействие, что позволяет проникнуть в содержание предметных текстов, выйти к гуманитарным смыслам профессиональной деятельности и обеспечивает подготовку к реальной практической деятельности.Ключевые слова:
Список литературы: