Формирование методологического аппарата научных исследований по проблемам образования

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Формирование методологического аппарата научных исследований по проблемам образования


Об авторе:

Закирова Альфия Фагаловна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; a.fagalovna@mail.ru

Аннотация:

В статье охарактеризованы содержание и структура методологического аппарата научного исследования по проблемам образования. С позиций панорамного подхода раскрыты требования к обоснованию актуальности исследования, описаны логико-стилистические и языковые особенности аргументации при оформлении методологического аппарата. Дана характеристика типов исследовательских гипотез и реализуемых ими функций. Научная гипотеза представлена как инструмент концептуализации педагогического знания. Представлена авторская трактовка «сквозного» поэтапного гипотезирования как процесса смыслообразования и теоретической организации предмета исследования.

Список литературы:

  1. Бермус А. Г. Введение в гуманитарную методологию / А. Г. Бермус. И.: Канон+, Реабилитация, 2007. 336 с.
  2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2010. 176 с.
  3. Загвязинский В. И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Р. А. Атаханов; под ред. В. И. Загвязинского. М.: Академия, 2013. 240 с. 
  4. Интеграция современного научного знания. Методологический анализ. Киев: Вища школа, 1984. 184 с.
  5. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Академия, 2006. 400 с.
  6. Марков Б. В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического знания / Б. В. Марков. Л.: издательство Ленинградского государственного университета, 1984. 167 с.
  7. Овчинников Н. Ф. Принципы теоретизации знания / Н. Ф. Овчинников. М., 1996. 215 с.
  8. Орлов А. Методологические характеристики диссертационного исследования — основа его качества / А. Орлов // Педагог-соискатель. № 3. 2008. С. 35-40.
  9. Розин В. М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке / В. М. Розин. М.: Либроком, 2009. 208 с.
  10. Стратегические ориентиры современных педагогических исследований. Проектирование исследовательского процесса. Тюмень: Издательство ТОГИРРО, 2015. 24 с.
  11. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: Научно-методические рекомендации / В. С. Леднев. М.: Эгвес, 2006. 88 с.