Город и героиня в лирическом цикле Елены Зейферт «Из карагандинского ноутбука»

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Город и героиня в лирическом цикле Елены Зейферт «Из карагандинского ноутбука»


Об авторе:

Степанов Александр Геннадьевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории литературы Тверского государственного университета, преподаватель института иностранных языков и литературы Ланьчжоуского университета (Китай), poetics@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассматривается динамика отношений между лирической героиней и городом, который вопреки названию, содержащему грамматический показатель женского рода, выступает в цикле субъектом мужского пола. Вместо видового обозначения (Караганда) Е. Зейферт использует родовое (город). Для нее как для поэта-женщины, чье мировосприятие неотделимо от пола, различие видовой и родовой номинаций семантически мотивировано. Когда М. Цветаева в цикле «Стол» гендерно маркирует взаимодействие между вещью и лирической героиней, она делает это во многом благодаря «разрешающей способности» грамматического значения: «стол» мужского рода, «я» означает субъекта-женщину. Е. Зейферт поступает иначе — она подчиняет грамматику полу, воплощая в поэтическом цикле специфически женское (до уровня телесности) восприятие родного города. Для нее не важно, какой грамматический род у топонима, важно, что город — субъект мужского пола. Такая гендерная раздвоенность позволяет передать богатство и сложность отношений между поэтом-женщиной и ее genius loci.

Список литературы:

  1. Ахметова М. В. Города как родственники (об одном типе метафорического употребления терминов родства в русском языке) / М. В. Ахметова // Алгебра родства: Родство. Системы родства. Системы терминов родства: альм. СПб., 2012. Вып. 13. С. 111-147. 
  2. Бельская Л. Л. Поэма судьбы // Бельская Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина: кн. для учителя. М., 1990. С. 123-131. 
  3. Галич А. Сочинения: в 2 т. Т. 1: Стихотворения и поэмы / А. Галич. М.: Локид, 1999. 527 с. 
  4. Зейферт Е. Из карагандинского ноутбука / Е. Зейферт // Октябрь. 2013. № 12. С. 26-27. 
  5. Зейферт Е. Между помыслом и промыслом души // Зейферт Е. Ловец смыслов, или Культурные слои: кн. критики. М., 2010. С. 14-18. 
  6. Кабыш И. Бабочка на листе: стихи / И. Кабыш // Дружба народов. 2012. № 5. С. 39-41. 
  7. Лиснянская И. Гимн // Лиснянская И. Птичьи права. М., 2008. С. 188-203. 
  8. Мухамбетова А. Музыкальные инструменты в казахской культуре / А. Мухамбетова // Казахские музыкальные инструменты: альб. Алматы: DIDAR, 1998. 79 c. 
  9. Неклюдов С. Ю. «Баба идет — красивая, как город…» / С. Ю. Неклюдов // Живая старина. 1994. № 4. С. 8. 
  10. Неклюдов С. Ю. Тело Москвы: к вопросу об образе «женщины-города» в русской литературе / С. Ю. Неклюдов // Тело в русской культуре: сб. ст. М., 2005. С. 361-385. 
  11. Песни о тебе, Караганда: стихи / cост. и авт. предисл. Ж. Бектуров, Ю. Нестеров. Алма-Ата: Жазушы, 1985. 190 с. 
  12. Слаповский А. Род городов: росчерк очерка / А. М. Слаповский, 2005. С. 298-300. 
  13. Франк-Каменецкий И. Г. Женщина-город в библейской эсхатологии // Франк-Каменецкий И. Г. Колесница Иеговы: тр. по библ. мифологии. М., 2004. С. 224-236. 
  14. Херсонский Б. Missa in tempore belli / Б. Херсонский. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. 96 с. 
  15. Шапир М. И. Гекзаметр и пентаметр в поэзии Катенина (О формально-семантической деривации стихотворных размеров) / М. И. Шапир // Philologica. 1994. № 1/2. С. 43-87.