Эстетическая антропология как фундамент образовательной практики

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №3(3)

Название: 
Эстетическая антропология как фундамент образовательной практики


Об авторах:

Щербинин Михаил Николаевич,
профессор кафедры философии Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета, доктор философских наук

Андреева Н.С.,

Аннотация:

Авторы статьи предпринимают попытку подойти к исследованию философских оснований современной целенаправленной организации образовательных процессов. Обнаруживается такая существенная характеристика публичной речи, как перформативность, формально-художественная выразительность. Эстетические характеристики социального бытия рассматриваются как базовые и всеобъемлющие. В этой связи артикулируется новое философское направление «эстетическая антропология», выявляется актуальность эстетико-антропологических принципов научного поиска. Авторы разъясняют и характеризуют предмет эстетико-антропологического исследования, который в обобщенном виде предстает как потенциал развития человеческой сущности в континууме свободы, фундируемой эстетическими обобщающими архетипическими состояниями индивидуумов. Эстетическое самопознание сущности человека характеризуется как содержательное и результативное, предотвращающее нежелательные последствия, которые могут явиться следствием узнавания «разрушительной правды» о человеке, и таким образом укорененное в человеческой истории как залог инфинитизма в развитии человечества, неисчерпаемости глубин человеческого духа. Наряду со способами художественного самопознания и самоосуществления человека, в статье обозначаются некоторые методы эстетико-антропологического поиска. Исследуется принцип фигуративной собирательности взаимосвязанных и обобщенных до всечеловеческой целостности субъектов. Таким образом, обосновывается ценностное отношение к глубинным источникам развития и саморазвития человека.

Список литературы:

1. Антонова Л. А. Человек: соотношение национального и общечеловеческого // Сборник материалов международного симпозиума. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. Вып. 2. С. 38-46.

2. Бычков В. В. Выражение невыразимого, или Иррациональное в свете рацио //

Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М.: Академический проект,

2010. С. 5-30.

3. Эстетическая антропология: коллективная монография / под ред. М. Н. Щербинина. Тюмень: Вектор Бук, 2007. 248 с.

4. Щербинин М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (Опыт эстетической антропологии): монография. Тюмень: изд-тво ТюмГУ, 2005. 312 с.

5. Бычков В. В. Художественность как сущностный принцип искусства // Вопросы философии. 2015. № 3. С. 3-14.

6. Щербинин М. Н. Свобода и необходимость в рациональности гуманитарного познания как выражение ее возможностей и пределов // Вестник ТюмГУ. 2013. № 10. Серия: Философия. С. 37-45.

7. Мамардашвили М. К. Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно // Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 288 с.

8. Андреева Н. С. Онтологический статус красоты человека // Вестник ТюмГУ. 2013. № 10. Серия: Философия. С. 71-76.

9. Эстетическая антропология: фигуративный аспект: коллективная монография / под ред. М. Н. Щербинина. Тюмень: Мандр и Ка, 2014. 192 с.

10. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб.; М.: Machina, 2004. 128 с.