Поэтика и концептосфера онтологической прозы В.А. Солоухина 1960-Х ГГ. (На материале цикла «Созерцание чуда» – этюды о природе)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №3(3)

Название: 
Поэтика и концептосфера онтологической прозы В.А. Солоухина 1960-Х ГГ. (На материале цикла «Созерцание чуда» – этюды о природе)


Об авторе:

Бельская Н.С.,

Аннотация:

Статья посвящена характерным особенностям поэтики и концептосферы прозы В.А. Солоухина 1960-х гг. Писатель искусно сочетал традиции классической русской художественной школы, европейского авангарда 1960-х гг. (Новый Роман) и эссеистический метод письма. Он использовал ризоматическую модель художественной целостности произведения, когда нарратив разрастается естественно, привольно, непредсказуемо, подобно хитросплетениям ветвей, а повествователь является одновременно хранителем культурной памяти, публицистом, историком, литературоведом, философом и собеседником, стремящимся создать диалог с читателем. Солоухин понимал творческий процесс писателя как извечную практику текста и герменевтику нарратива, которые разрушают барьеры между элитной и массовой литературой. Его этюды о природе, объединенные в цикл «Созерцание чуда» («Третья охота», «Трава», «Григоровы острова»), характеризуются осциллированием художественного и безыскусного на грани автобиографической повести, исторической хроники, текстологического исследования, дневника, очерка обычаев и традиций, публицистического и философского эссе.

Список литературы:

1. Солоухин В. А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Прекрасная Адыгене: Повесть; Третья охота; Григоровы острова; Трава: Этюды о природе. М.: Худож. лит., 1984. 519 с.

2. Вишняков А. Г. Поэтика французского Нового Романа. М.: ООО «Диона», 2007. 288 с.

3. Солоухин В. А. Созерцание чуда. М.: Современник, 1986. 400 с.

4. Эртнер Е. Н. Традиция восприятия Сибири как «царства» и «страны» Г. Ф. Миллера в литературе Тюменского края XVIII-XIX столетий // AUS SIBIRIEN. 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://library.ikz.ru/georg-steller/aus-sibirien-2013-2005/ertner-e.n.-tyumen-rossiya-tradiciya-vosp...

5. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство — СПБ,

2002. 768 с.

6. Карасев Л. В. Текст и энергия // Вещество литературы. М.: Языки славянской культуры, 2001. 400 с.

7. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. текста / Ю. М. Лотман, М. Л. Гаспаров. СПб.: Искусство-СПб, 1996. 846c.

8. Фрайзе М. Если бы наррация была коллекционированием // Новый филологический вестник. № 3 (26). 2013. С. 7-14.

9. Хоружий С. С. Православная аскеза — ключ к новому видению человека. Сб. авторских статей. М., 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.wco.ru/biblio.

10. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фактов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.

11. Волошинов В. Н. (М. М. Бахтин) Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993. 190 с.

12. Куделько Н. А. И. С. Тургенев и советская литература (на примере произведений К. Г. Паустовского и В. А. Солоухина): автореф. дис. … канд. филол. н. М.: Московский Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени В. И. Ленина, 1986. 10 с.