Развитие личности в метаязыковом образовательном пространстве школы: научно-методические рекомендации

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №2(2)

Название: 
Развитие личности в метаязыковом образовательном пространстве школы: научно-методические рекомендации


Об авторе:

Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, ГАОУ дополнительного профессионального образования специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»; elena_mayak_@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматриваются методологические основы развития личности и пути формирования гуманитарной культуры школьников как части общей культуры при опосредующей роли языка как знаково-культурного феномена. Доказывается, что в свете требований новых образовательных стандартов целенаправленное и системное развитие личности требует реализации новых методологических стратегий в метаязыковом пространстве школы, а значит и обновления методического инструментария педагога. Раскрывается авторская концепция языкового развития личности в педагогичской семиосфере и понятие метаязыка как педагогического феномена, который в образовательной семиотике носит системообразующий характер. Метаязык представляет собой универсальный язык, язык культуры, является способом широкого метанаучного построения понятий, инструментом освоения всех предметных областей, разных «предметных» языков школьных учебных дисциплин. На основе экспериментальной образовательной практики в Тюменской области обобщается продуктивный опыт реализации межинтеграционных гуманитарных подходов — лингвокультурологического, семиотического, герменевтического. Активизация их ценностно-смыслового потенциала создает условия для проектирования метаязыкового образовательного пространства как пространства пересечения разных языков, предметной и метапредметной, когнитивной и языковой картин мира, поле взаимодействия разных речевых практик. Комплексная реализация современных гуманитарных подходов позволяет создать в образовательной семиосфере ценностно-смысловой педагогический контекст культурно-языковой направленности на основе актуализации общекультурных компонентов разных сфер знания, представленных символами и знаками, образами и моделями, текстами и схемами. В русле практической методологии в статье представлены некоторые методические рекомендации по реализации разработанной теоретической концепции на разных ступенях обучения.

Список литературы:

1. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования. М.: Логос, 2014. 140 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru

3. Сериков В. В. Педагог и его деятельность. Обновление функций // Подготовка педагога новой формации в системе университетского образования: проблемы, практический опыт и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2015. С. 25-33.

4. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для учащихся // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М.: Педагогика, 1974. С. 269-342.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.

6. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 320 с.

7. Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия Лихачева. Спб.: Изд-во СПбГУП: Наука, 2007. 528 с.

8. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

10. Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Академический проект: Парадигма, 2011. С. 156-157.

11. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. 275 с.

12. Долинский В. А. Теория ассоциативных полей в квантитативной лингвистике. М.: Тезаурус, 2012. 512 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/ФГОС%20НОО

14. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с.

15. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2001. 152 с.