Семиотический анализ рассказа А.П.Чехова «Мороз»: нарративный подход

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №1(1)

Название: 
Семиотический анализ рассказа А.П.Чехова «Мороз»: нарративный подход

Автор: Марийо Пьер

Об авторе:

Марийо Пьер, доктор лингвистики, ассоциированный исследователь, Университет Тулузы им. Жана Жореса (Франция); член Почетной академии; p.marillaud.cals@orange.fr

Аннотация:

Автор выбирает для анализа рассказ А.П. Чехова «МОРОЗ» в переводе на французский язык Эдуарда Парэйра, который был переработан Лили Дени Нот и Клодом Фриу. На первый взгляд в рассказе не повествуется о чем-либо примечательном, просто показывается, как празднуется «Крещенье» морозным днем в провинциальном русском городке в 1887 году. При анализе исходным положением автора становится тезис о сочетании эксплицитного и имплицитного в каждом повествовании, насколько бы банальным оно ни казалось. Банальным представляется и завязка рассказа, передающая первоначальные дейктические категории пространства, времени и персонажей, а также первоначальное событие. Все это обозначено А. Греймасом как «текстуальная организация», как темпоральные и пространственные дизъюнкции, организующие текст в единое целое. Именно с этих позиций автор начинает свой анализ рассказа А.П. Чехова «Мороз». Пространственное-временные отношения анализируются во взаимосвязи с категорией интертекстуальности, поскольку изначальная библейская аллюзия на религиозный праздник служит отправной точкой диалога с читателем. Автор приходит к выводу, что непрямое, имплицитное выражение точки зрения повествователя через цепь изотопий, через цепь аргументативных логических связок и структурно близких предикатов объединяет идиостиль А.П. Чехова с идиостилем Ж. де Мопассана и Г. Флобера. Такие текстуальные маркеры как «глагольные регуляторы» показывают, что формальная логика не работает в структуре чеховского рассказа. Логика чеховского рассказа близка к устному дискурсу, где на первый план выходят невербальные средства организации текста в единое целое. Такую роль в тексте рассказа играет лексический узус, те слова, которые А.П. Чехов использует для речевых портретов своих персонажей. Автор констатирует, что изотопии эвфорического и дисфорического плана основываются на одном и том же семантическом поле (мороза), и тем самым служат логическими коннекторами. По мнению автора, этим Чехов показывает, как одна и та же изотопия аксиологически может быть разнонаправлена в зависимости от точки зрения персонажа и повествователя. Это в значительной степени обуславливает ироническое представление ситуации.

Список литературы: